Опасности законодательства РФ в области жизнедеятельности по вывозу твёрдых домашних отходов
Под твёрдыми домашними отходами (общепризнанное – ТБО) предполагают предметы, которые не утилизируются в бытовых условиях и не имеют необходимых потребителю параметров.
Вывоз и утилизация ТБО – одна из проблем в РФ, которая затрагует многие сферы деятельности:
- экономическую;
- экологическую;
- жилищно-коммунальную.
Составляющие правовой базы
Правительство ищет настоящие методы, которые способны глобально помочь в решении этой проблемы, причины которой кроются не только в устаревших технологических процессах, но также и в несовершенной законодательной базе.
Регламентируют работу с ТБО следующие российские нормативно-правовые документы:
- кодексы, законы и постановления;
- правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
- имеющиеся нормативы и техусловия.
закон «Об отходах производства и употребления»
Госполитика в такой отрасли отображена первым делом в законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и употребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:
- права владения на отходы;
- классы опасности отходов;
- компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
- нормирование, государственный учет и отчетность;
- финансовое управление;
- государственный надзор;
- степень ответственности в случае нарушение законодательства.
Кроме этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в области ТБО. Что еще раз подтверждается иным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Выходит, что в компетенцию здешних органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.
Законы, регламентирующие переработку ТБО
- Экологические проблемы связаны связаны с трудностями утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО подобных законов :
от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране внешней среды» в редакции
от 24.11.2014 №361-ФЗ (заставляет соблюдение требований неопасной утилизации ТБО); - от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего ущерба атмосфере путем выброса в воздух вредоносных веществ);
- от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (изменяет порядок, условия, способ сбора, перевозку ТБО с точки зрения гигиенических норм).
Список документов в жилищно-коммунальной области
Законодательная база, регулирующая деятельность в жилищно-коммунал
ьной сфере, выступает обязательной частью законов, определяющих деятельность в области вывоза ТБО.
Необходимо отметить такие нормативно-правовые документы:
- Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
- закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
- правительство РФ приняло Распоряжение от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предъявления услуг по вывозу твёрдых и жидких домашних отходов» (редакция от 01.05.2005);
- правительство РФ приняло Распоряжение
от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водообеспечению, водоотведению, теплоснабжению, а еще уничтожению, утилизации и захоронению твёрдых домашних отходов» (редакция от 23 мая .2006); - правительство РФ приняло Распоряжение
от 23.05.2006 № 307 «О порядке предъявления услуг ЖКХ гражданам» (редакция от 28.07.2012); - закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
В согласии с Жилищным кодексом плата за предложение подобной услуги, как сбор и вывоз ТБО, не входит в плату за услуги ЖКХ. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в домах многоквартирных. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предъявления услуг ЖКХ гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в доме на несколько квартир и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения для проживания в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в доме на несколько квартир плохого качества и (или) с перерывом, превышающими установленную длительность» (редакция от 26.03.2014).
Прочие документы
Кроме указанных законов есть также очень много методических советов (к примеру, методические советы по определению не постоянных показателей накопления твёрдых домашних отходов), гигиенических норм (к примеру, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашей страны в области ТБО.
Класс опасности
Работа, которая связана с накоплением отходов І–V категории опасности, а еще работа, связанная со сбором, применением, обезвреживанием, транспортированием, расположением отходов V категории опасности, не просит лицензирования.
Если отходы перемещаются при помощи ТС, то это не подлежит лицензированию. Если есть наличие у компании договора, который заключен с третьим лицом, на расположение отходов на полигоне лицензия не требуется (сбор и перемещение отпущены от лицензирования).
Впрочем мусор, который образуется в связи с человеческой жизнедеятельностью, в РФ не сортируется и очень часто относится к ІV–V классу опасности. Порой тяжело определить класс вывозимых ТБО.
По этому для сбора, перевозки, хранения, утилизации и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:
- вывоз;
- перевозку;
- переработку;
- сбор;
- полигон;
- обеззараживание.
Лицензирование
Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании некоторых видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ просит наличия лицензии, когда выполняется деятельность по накоплению, утилизации и применению отходов І–ІV категории опасности.
Орган, выдающий лицензии представлен, федслужбой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специальные предприятия, у которых есть подходящая техническая база, возможность выполнения санитарно-эпидемиологических, экологичных и прочих нормативных требований. Очень часто для получения бумаги обращаются в фирмы, занимающиеся сбором и представлением документов в нужные инстанции.
Есть российские классификаторы экономичной деятельности ОКВЭД (код на такой вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.
Есть три группы потребителей: население, дешевые и другие.
Каждой группе отвечает собственная система образования тарифов. Для любого человека тарифы ставятся в соответствии с нормами накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются исключительно после прохождения специализированной экспертизы.
Эта отрасль просит совершенствования.
Есть методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от автомобильной марки на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции расходов выступают отпускная цена работ и получаемая прибыль. Отпускная цена в себя включает:
- сбор и выгрузку отходов;
- доставку ТБО до мест обезвреживания;
- заезды в дома для сбора ТБО;
- нулевые пробеги.
Очень часто проблемы в организации учета источников притягивают за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие большого количества неразрешенных свалок в каждом населенном пункте. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может делать мусора около трехсот килограммов.
Сейчас этот хлам имеет много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный срок распада, что, исходя из этого, сильно загрязняет внешнюю среду. Множество вопросов, которые связаны с утилизацией мусора, стоят сильно остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.
(Пока оценок нет)