Шлицы эвольвентные
Для особо сильно нагруженных узлов с большим крутящим моментом, используются эвольвентные шлицевые соединения. Они могут выдерживать динамические нагрузки и работать в условиях вибрации. Шлицы эвольвентные имеют поверхность соприкасания намного выше, чем в прямозубом зацеплении. Широкое основание не дает возможность сломать и смять эвольвентный зуб. Минусом считается не простое изготовление профиля соединительного, тем более по отверстию. Часто эвольвентные шлицы используются на пустотелых валах. Комбинирование высокой мощности и малого веса.
Характеристика соединения
Шлицевые эвольвентные соединения в работе подтвердили собственную прочность и надежность. Основание зуба шире и его не смогут сломать даже динамические нагрузки. Смятие происходит исключительно при огромных перегрузках, потому как по эвольвенте площадь контакта – рабочая, больше, чем у остальных видов шлицов.
В отличии от прямых шлицов, которые рассчитываются на смятие и контролируются на срез, эвольвентный профиль имеет приличную площадь контакта, и расчет на крепость изготавливается на срез, после выполняется проверка на смятие. Очень часто главным параметром выбора типа соединений эвольвентных считается минимальный в сечении размер вала. Собственно он испытует самые большие нагрузки. Вращающий момент, динамические удары, вибрация, которые он выдерживает, не критичны для зубьев.
Чертеж эвольвентного шлицевого вала сходится с рисунком зубчатой шестерни того же радиуса и модуля. Нарезка изготавливается на одном оборудовании червячными фрезами. В отличии от прямобочных шлицев, когда для любого диаметра вала следует выбирать собственный инструмент, эвольвентные зубья делаются одной фрезой с соответствующим модулем.
В обозначении шлицевого эвольвентного соединения собственные некоторые маркировки имеют две сопрягаемые детали:
Шлицевые зубчатые эвольвентные соединения центрируются по эвольвентной зубной поверхности, реже по самому большему диаметру. Центровка по внутреннему размеру по впадине эвольвентного зуба в работе не выполняется. Обозначение собственное имеют шлицевые соединения каждого вида центрировки по:
- боковым поверхностям – D?m?9H/9g ГОСТ 6033-80;
- наружному диаметру – D?H7/g6 ГОСТ 6033-80;
- внутреннему –iD?m?H7/g6 ГОСТ 6033-80.
D – внешний диаметр, какой имеют эвольвентные валы до нарезки зуба;
i – означает центрировку по внутреннему размеру эвольвентного соединения;
H и g, с соответствующими числами – класс точности обработки.
Можно повстречать таблицу размеров на шлицы эвольвентные с din параметрами. Это значит, что соединение сделано по правилам немецкого института стандартизации. Они частично соответствуют западному стандарту ISO, имеют переводные таблицы.
Помимо недвигающихся соединений, делаются скользящие. В них втулка передвигается вдоль вала, и входит в зацепление с самыми разными колесами в коробке передач. Для этого с торца по эвольвенте выполняется срез на конус – заходная фаска для включения эвольвентного шлицевого соединения.
В недвигающихся соединениях только убираются острые углы, и втулка запрессовывается на вал.
Центрирование и посадки
Если шлицевое эвольвентное соединение центрируется по наружному радиусу, по формуле рассчитываются главные размеры:
где d – диаметр делительной окружности;
m – модуль зуба выла и впадины втулки;
z – число зубьев.
Расчет номинальной делительной окружности для настройки инструмента рассчитывается по формуле:
s =е=0,5? m + 2х m tg ?;
s – номинальная делительная окружность на валу;
e – делительная окружность по впадине втулки;
x – смещение формы начального контура;
? – наклонный угол эвольвенты зуба, для шлицевых соединений он равён 30°.
На эвольвентные шлицы рассчитывается размер смещения от начального контура:
И номинальный размер по впадинам втулки равён самому большому диаметру при центрировании по нему:
При центрировании по боковым поверхностям зубьев:
da – номинальный диаметр вала, вершин зубьев;
D – внешний размер впадины втулки;
Допуск на нецентрированные размеры зависит от типа термической и легкой обработки и устанавливается по таблице предельных отклонений, которая есть в ОСТ 1 00086-73
На сборочном чертеже они указываются формулами, к примеру узел прибора и деталями в соединении: вала с диаметром делительной окружности 4 мм и модулем зуба 0,5.
При центрировании по наружному диаметру –
При центрировании по поверхности сбоку эвольвентного соединения –
Где – 8 число зубьев;
S4 – показатель, учитывающий исполнение по форме эвольвенты.
В технической сопроводительной документации указываются характеристики на шлицы:
На чертеже детали обозначение обозначение для вала:
Подобное значение для отверстия втулки:
Все определения приведены для сцепления с наружным диаметром вала 6 мм.
Использование
Изготовление эвольвентных шлицев просит большой точности. Нарезание зуба по втулке делается по большей части протяжкой. Другие способы дают меньшую точность и большую шероховатость поверхности. Часто выполняется ручная доводка по шаблону очистка выступов.
Сложность обработки оправдывается использованием шлицевых соединений с эвольвентным профилем в узлах с динамическими и переменными нагрузками. К примеру, в пустотелых валах клетей прокатных станов, редукторах больших строгальных и фрезеровочных станков, механизмов для подъема грузов, поднимающих вагонетки на доменные печи.
Помимо принятых параметров на эвольвентные соединения по ГОСТ, есть и остальные выполнения деталей. К примеру в немецких станках встречается din параметры по нормам, разработанным германским институтом стандартизации. На машинах, изготавливаемых на экспорт, встречается маркировка эвольвентных соединений с ссылкой на ISO – западный стандарт.
В обсуждениях автолюбителей часто можно услышать asa 24 48. Подобную маркировку имеют эвольвентные шлицевые соединения на карданных валах. Встречаются они у переднеприводных фиатов, сделанных по старым нормам.
Сейчас на передние карданы выполняется эвольвентный шлиц по ГОСТ 6033-80 или отраслевому стандарту ОСТ 1 00086-73. Устаревший стандарт важен и сейчас. По нему работают многие машиностроительные и автомобилестроительные предприятия.
Расчет соединений
Расчет прямобочных шлицев и таблица нормированных размеров заложена в ГОСТ 1139-80. Для эвольвентных шлицевых соединений применяется ГОСТ 6033-80. В нем предусматривается посадка по наружному диаметру и поверхности сбоку.
Центрирование по внутреннему радиусу эвольвентных соединений применяется исключительно для теоретических расчетов. Практичное изготовление подобных эвольвентных соединений более сложное, просит специализированной доводки шлифовкой до нужного размера и форм зуба.
Посадка при центрировании по наружному диаметру:
Df – размер по вершине зуба;
da –размер самый большой по втулке.
Для применения в качестве центрирующей боковой эвольвентной поверхности:
Прежде чем определить модуль, рассчитывается номинальный диаметр вала и подбирается ближний нормализованный. После проходит проверочный расчет, подтверждающий безошибочность выбора эвольвентного соединения.
В таблице нормализованных эвольвентных валов есть 2 вида цифр. Жирным шрифтом или цветом выделяются предпочтительные значения модуля для разных диаметров. К примеру, не рекомендуется к исполнение самый маленький модуль для этого диаметра и самый большой по значению. Сами значения диаметров также размещены в 2 ряда. Размеры из первого лучше. Они повсеместно используются, легче в отделке, есть набор обычного инструмента, применяемого для нарезки зубьев. Детали из начального ряда обеспечиваются стандартизированными кольцами, крепежом и прочими деталями для сборки узла.
Расчет на сечение эвольвентного соединения, обозначение радиуса вала, выполняется по наименьшему диаметру на вращающий момент, крепость на изгиб и динамические нагрузки. Расчет номинального диаметра соединения выполняется по формуле:
Где D – внешний диаметр;
D? – номинальный диаметр;
При центрировании эвольвентного соединения – поверхности сбоку
с учетом щелей
Угол профиля зуба зацепления эвольвентного соединения по ГОСТ 30°, в случае выполнения по Отраслевому Стандарту разрешается Наклон эвольвенты 20°. Такое зацепление встречается в старом оборудовании некоторых фирм, работающих по отраслевым нормам тяжёлого автомобилестроения.
При проведении расчетов на крепость зуба по сечению, построение эвольвенты и расчет нагрузок на шлицы выполняется по методике для прямозубых зацеплений. Вводится корректирующий показатель, потому как площадь для работы больше. Одновременно и каждый раз взаимодействуют под нагрузкой все зубья. Погрешность выполнения во время обработки не может обеспечить одинаковое соединение фактически всех боковых поверхностей. Вводится расчетный показатель 0,75 при центрировании по поверхности сбоку с точностью выполнения по 9 и 8 квалитетах.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.