Государственный костюм чеченцев (фото)
Чечены – один из народов Северного Кавказа, который живет не исключительно на территории Чечни, но также и в Ингушетии, Грузии и Дагестане. Живя и развиваясь в тесном взаимном действии с собственными соседями, чеченская культура приобрела определенную многосторонность – линии, отличительные для всех кавказских народов. Одна из подобных черт — почтение к предкам, по этому и многие детали национального костюма, как отражение вековых устоев, сбереглись даже в наше время.
Для производства одежды применялись местные ткани, так как чеченцы с давних пор занимались производством сукна, крашенины, льна, холста, а в шестанадцатом веке научились делать и шёлк.
Детали чеченского костюма
В классической одежде чеченцев как мужчин, так и представительниц прекрасного пола, существовал самый маленький набор предметов, достаточный для выхода на улицу: нижняя рубаха и штаны, у представительниц прекрасного пола к этому набору добавлялся платок. В костюме мужчин доминировали тёмные тона, но нижняя рубашка (бешмет), в основном, контрастировала по оттенку с остальной одеждой.
Женские костюмы отличались более многообразной палитрой цветов, но яркие платья себе могли позволить только девушки и дамы, чеченки постарше такой костюм считали для себя неприличным и предпочитали спокойные цвета.
Отличительные черты мужского и женского костюмов
Государственный костюм чеченского мужчины состоял из 2 ключевых предметов:
- бешмет – полукафтан длиной чуть выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
- штаны должны были легко заправляться в сапоги, по этому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не стеснять движений.
Характерности мужского костюма
Следующие предметы могли восполнять ключевой костюм:
Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась исключительно на поясе. Черкеска, в основном, шилась из лучшего сукна. Характерной деталью платья были кармашки для хранения специализированных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Понемногу газыри утратили своё фактическое назначение, впрочем газырницы сбереглись в национальном костюме как декоративный элемент.
Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.
Правом сделать бурку наделялись лишь дамы — признанные мастерицы собственного дела.
Папаха – коническая шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, однако их могли себе позволить только обеспеченые люди.
Трогать чужую папаху было нельзя, это считали оскорблением хозяина.
Кожаный пояс был необходимым элементом одежды, его праздничный вариант украшался вставками из металла и подвесками. На пояс крепились нужные в походных условиях предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но основное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки.
На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной немного ниже колен; у зажиточных людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени одевались сафьяновые ноговицы.
Костюм для женщины
Основу костюма для женщин составляли 4 предмета:
-
длинное платье-туника из лёгкой ткани с меньшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка в первую очередь застёгивался на небольшую пуговицу;
- штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особенных случаев низ обшивался кружевом);
- платок, простой или оформленный вышивкой; за мужем дамы одевали платки сверху чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
- девушки и молодые дамы добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.
Такой костюм дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Огромное значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только узор, но и цвет нити. Классически применялась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.
Обувь для женщин была многообразной:
- кожаные тапочки, которые одевали и дома, и на выход;
- туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
- сапоги из сафьяна на каблучке;
- ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.
Свадебная одежда
Наряд на свадьбу молодого выделялся от каждодневного только очень дорогими тканями, а вот у верхнего платья невесты было значительное отличие: разрез в передней части, благодаря ему оно было похоже на 2 лепестка. Цвет ткани мог быть любым, но декорировалось такое платье со специальной роскошью. Голову девушки покрывал обычный платок или кружевная шаль.
Необходимым элементом женского платья для свадьбы был богато оформленный пояс с серебряной пряжкой, который преподносил невесте в качестве подарка на свадьбу жених.
Современный чеченский костюм
Со временем чеченский государственный костюм практически не преобразился. В мужской молодёжной моде также популярны рубашки с воротником-стойкой. Тестирование временем выдержала и папаха – её носят все поколения чеченских мужчин. Ещё в большей степени народные традиции сбереглись в женском платье.
Девушки пытаются следовать сегодняшней моде, но юбка макси, длинные рукава и платок в одежде молодых чеченок неизменны.