Проблемы утилизации промышленных и автомобильных кислотных аккумуляторов
Аккумулятор – это источник электрической энергии, получаемой при химреакции. Главные рабочие детали данного процесса – два электрода (анод и катод) и электролит.
Большое количество типов аккумуляторов, имеющих различное назначение, работают по данному принципу.
В зависимости от необходимой силы тока (мощности) аккумулятора, материалы рабочих компонентов разнообразные.
В качестве анода (минус) используют пластины из свинца, кадмия, цинка, лития и остальных металлов, в качестве катода (плюс) – пластины оксида свинца, оксид никеля, оксид марганца, в качестве электролита – растворы щелочей, кислот, солей.
Виды аккумуляторов
Свинцово-кислотные аккумуляторы ставят на машины, мотоциклы и на большинство разновидностей оборудования которое применяется в промышленности.
Свинцово-кислотные
Автомобильные аккумуляторы делятся на обслуживаемые и необслуживаемые.
- Обслуживаемые. В подобный прибор можно лично добавлять электролит. Минусом обслуживаемого аккумулятора считается то, что сурьма, которая присутствует в сплаве на катоде, через электролит понемногу переходит на анод, в процессе чего происходит разложение воды на водород и кислород, а еще изменение состава электролита. Дополнительный минус такого аккумулятора в том, что при езде по ухабистой дороге электролит может проливаться, что может послужить основой саморазряда.
- Необслуживаемые. В таком аккумуляторе электролитом считается тиксотропный гель. Положительные качества такого аккумуляторов: не просят доливки, невысокий уровень саморазряда, имеют приличное количество циклов заряда, могут долго быть в разряженном состоянии.
Необходимость утилизации автомобильных аккумуляторов
Каждый вид аккумуляторов имеет собственный ресурс работы. Все отработанные устройства подлежат специализированной промышленной утилизации, так как состоят из экологично опасных материалов. Помимо электролита, являющегося агрессивным едким веществом, в аккумуляторных батареях присутствуют токсические (отравляющие) соединения, образовывающиеся во время эксплуатации автомобиля.
Свинец – токсический металл. Пары свинца, попадая в организм, собираются в костях и разрушают их. Особенную опасность таят свинцово-кислотные аккумуляторы и никель-кадмиевые батарейки. Они же являются фаворитами по объемам производства.
В государствах Западной Европы запрещено делать товары для личного потребления с никель-кадмиевыми батарейками, и их заменяют на никель-металлогидридные.
Этапы переработки
Полная утилизация промышленных и автомобильных аккумуляторов может происходить только на производстве.
Стандартная схема переработки отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов на предприятии:
- слив (убирание) электролита;
- нейтрализация электролита в герметических камерах при большой температуре;
- деление корпуса аккумулятора на станках-дробилках;
- фильтрация – отделение свинцово-кислотной пасты от смеси обломков металла и пластика;
- деление металла и пластика в емкостях с водой;
- отправка пластика на гранулирование;
- нейтрализация обломков металла и пасты, снятой с фильтра;
- отделение свинца от остальных металлов в сушильных печах;
- доочистка свинца в тигле (специализированная емкость, где на расплавленном свинце образуется и снимается верхняя корка);
- розлив свинца в формы.
Кто занимается проблемами утилизации в РФ
В РФ нет подобных заводов. Единственный в постсоветских странах перерабатывающий завод аккумуляторов открыт в Днепропетровске.
Линия полной переработки батареек запущена в действие на предприятии «Мегаполисресурс» в Челябинске. На предприятии разработана своя технология рециклинга батареек – восстановления сырья для новых батареек (сульфаты цинка и марганца, железо, графит). Профессионалы завода говорят, что линия в состоянии переработать 15 млн кг в течении года.
Трудностью может быть сырье: в государстве нет отлаженного порядка сбора отработанных батареек. В перспективе предполагается на основе завода »Мегаполисресурс» за счёт инвестиций в сумме 500 миллионов рублей. выстроить перерабатывающий завод аккумуляторов.
Однако это в перспективе. А сегодня утилизацией аккумуляторов в государстве занимаются некоторые компании (отлично, если они имеют лицензии). Вот отдельные из них: «ЭкоПроф», «Экотехпром-Юг», «ЭкоУниверсал».
Схема утилизации аккумуляторов компаниями:
- слив электролита и дальнейшая нейтрализация;
- срезание крышки с корпуса;
- отделение свинцовой части аккумулятора;
- переплавка свинца.
Получившийся свинец отсылают на предприятия, выпускающие аккумуляторы.
Это чудовищно вредное производство. Если судить по видеороликам в сети интернет, все работы делаются ручным способом, даже корка с расплавленного свинца снимается ручным способом на чистом воздухе!
Драгметаллы – занимательная тема. В нашей публикации она раскрыта подробнейшим образом.
Какой плюс у приборов у которых есть функция энергосбережения? Узнайте про это в материале по https://greenologia.ru/eko-zhizn/texnologii/lyuminescentnye-lampy.html ссылке.
Переработка в мировом масштабе
В Америке перерабатывается до 60 % аккумуляторов (до 40 % литий-ионных и более 90 % свинцово-кислотных). В большинстве западноевропейских стран перерабатывается от 25 до 45 % аккумуляторов, в Австралии – до 80 %. А в развивающихся государствах этим не занимается никто. По этому в пересчете на мировой объем перерабатывается всего 3 % вышедших из строя батареек и аккумуляторов.
За последнее 10-летие парк автомобилей в РФ возрос во много раз, появилось очень много видов гаджетов, работающих на батарейках. По этому сегодня проблема утилизации отработанных аккумуляторов становится очень острой. Нужна отлаженная на государственном уровне система утилизации и переработки всех веществ, отравляющих внешнюю среду. Это жизненно важно.
(Пока оценок нет)