В статье освещена описана тематика — Молитвы перед исповедью и причастием. Мы объясняем с фото проблематику, предоставляем рекомендации, подсказки. И естественно вы сможете найти фото и видео материалы, которые Вам помогут понять ваш вопрос. Надеемся все ваши вопросы отпадут.
Молитвы перед причастием
Из всех церковных обрядов покаяние и причащение считаются одними из очень ответственных в жизни каждого христианина, относящего себя к православной вере. Но высокая ответственность предусматривает подробную скрупулезную подготовку, самыми важными составляющими которой становятся молитвы перед исповедью и причастием.
Для чего молиться перед причастием?
Как рассказать Богу про то, что у вас на душе? Разумеется, при помощи молитвословия. Так мы общаемся с высшими силами, делимся с ними собственными переживаниями, молим о помощи или выражаем признательность. Если то, что тяготит душу, остается невысказанным, человек впадает в печаль и чувствует себя несчастным. Нередко это отражается на его близких, карьере, контакте с компанией друзей и личной жизни. Незачем накапливать в себе волнения, лучше озвучить их, пускай это даже разговор с собой или моление.
Молитвы перед исповедью и причастием православные – это не долг, не наказание за провинность и не обязанность. А, если еще вы так воспринимаете их, то узнавать Таинство Причащения вам точно рано. Не стоит припадать к канонам, если дух того не просит. Любое насилие над собой в таком вопросе – символ того, что морально человек не готов к переменам.
Молитвы к исповеди и причастию (особенно, к другому) в православном мире считаются обязательными, впрочем прочитываются исключительно в случае, если причащаемый полностью уверен в собственном выборе и решении. Молитвословие перед Причащением включает три Канона (см. ниже) и произносится в предверии, перед образами до отхода ко сну. Но моление в бытовых условиях не должно менять причащения в церкви. Произнесение святого текста в доме Божьем проходит по иным каналам и несет молящемуся особенное духовное спокойствие, также являясь высказыванием уважительного отношения к религии и вере.
Подготовка к исповеди
Если есть чувство, что приготовление к покаянию не имеет никаких проблем, то стоит подумать два раза. Уже улучшенные грехи обязаны быть озвучены, чтобы не было сомнений в вашем искреннем раскаянии. В исповедных словах находится сила для борьбы с грехами грядущего. Сам проступок – это не только серьезное нарушение православных правил, однако даже мысль, в которой вы разошлись с волей Бога.
Никто из нас не идеален, по этому в повседневной жизни нас преследуют сотни соблазнов. Особенно велико обольщение самообольщения, которое считается серьезным грехом. Раскаяться – значит возжелать изменения души. То, как вы исповедуетесь, станет базой для полного покаяния. Нельзя исповедаться плохо или отлично: все определяется мерой самосознания и естественного желания к переменам добровольно.
Что должна содержать исповедь? Укажем основное:
- Список совершенных прегрешений. Утаивать или недосказывать какие-нибудь факты непозволительно – так вы обманываете не только Бога, но и себя.
- Если представить, как раскаиваться, сложно, прочтите подходящие жизнеописания из бытия блаженных – к примеру, Святой Феодоры.
- Озвучить грех – это не только сознаться в нем, но и выпустить его на покаяние, по этому исповедь без произнесения желаемого вслух не будет полной.
- Постарайтесь хранить силу духа. Крепкий плач опасен самообольщением и чрезмерной жалостью себе. Ударяясь в слезы, вы не каетесь, а лишь даёте выход чувствам и впадаете в себялюбие.
- Если вы опасаетесь, что позабудете о каких-нибудь прегрешениях на исповеди, не бойтесь составить заранее их перечень.
- Сначала озвучьте те проступки, о которых вам помнить тяжелее всего. То, что оказывает нам самый большой дискомфорт и считается предметом стыда, наносит душе серьезный урон. Но общий вес очень маленьких грехов порой тяжелее, чем совместные «ужасные» прегрешения.
- Не забывайте, что вы каетесь Всевышнему, а не просите прощения за один определенный грех или несколько проступков. Просто перечислять их – ошибочный шаг. Вы должны ощущать раскаяние, а не пытаться стукнуться в него «механически», просто проговаривая названия грехов вслух.
- Полная исповедь – это не изобилие неиспользуемых слов. Будьте содержательны, однако не растекайтесь мыслию по древу. Постарайтесь говорить четко, взвешенно, обдумывайте собственные слова, стройте полноценные фразы. А вот говорить о совершенных грехах – излишне.
- Оправдывать самого себя – моветон. Простить вас должен Бог.
Чтобы настроиться на необходимый духовный лад и войти в благодатный транс, произносится следующая мольба перед исповедью:
«Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия безбожнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, комбинировавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и заместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и хитрый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Господи, помоги мне чистосердечно раскаяться. Аминь!»
Ни одна исповедь не принесёт результата, если ее не подкрепить определенными действиями, и это не забывайте.
Какие молитвы читать перед исповедью и причащением?
Неопытность и страх перед осуждением часто мешают человеку правильно приготовиться к покаянию и причастию. Некоторые самонадеянно надеются на память или кругозор, отчего во время самого процесса смотрятся несуразно. Одно дело – иметь откровенные намерения, однако не владеть нужными знаниями из-за неимением опыта. Абсолютно другое – считать себя выше того, чтобы обратиться с просьбой о помощи к сведущим людям. Подготовка к обрядам в себя включает принудительное прочтение молитвословий. Они предоставляют возможность погрузится в атмосферу благоговейного волнения и ощутить ее всей душой. Перед исповедью можно промолвить молитву Симеона Нового Богослова на церковнославянском языке:
«Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть, един исцелити мя могий! Услыши моление мя, окаянного, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящего Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духавнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие безбожнику, согласившемуся Тебе каятися; и да не вконец оставивши душу едину, комбинировавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и заместо мира избравшую и предпочетшую Тя. Веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и хитрый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь».
Вычитывать молитвы ко святому причащению можно, начав с молитвословия святого Иоанна Дамаскина. Она довольно короткая, но имеет все что необходимо для того, чтобы морально приготовиться к причастию:
«Владыка Господи Иисусе Христе, Боже Наш, милосердый и человечный, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — однако в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твёрдый оплот, в защиту, а поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Потому что ТЫ — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!»
Если вам нужна мольба перед причастием и исповедью, текст которой в себя включает признательность в адрес высших сил за содействие в этом тяжелом процессе, ее можно скачать тут.
Мольба Святому Василию Великому
Для покаяния в грехах и прошения о помиловании за улучшенные проступки читается пятая мольба святителя Василий Великого, входящая в утреннее правило, принудительное к исполнению православными верующими:
«Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть использование, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже на данный момент, на много Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодреным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Священный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас постоянный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси подлинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь!»
Мольба Святому Иоанну Златоустому
До того, как осуществить обряд покаяния и причастия, в первую очередь заучите и много раз повторите вторую молитву Иоанна Златоустого, входящую в Последование ко Святому Причащению. Соблюдайте правильно все расставленные ударения:
«Го?споди Бо?же мой, вем, я?ко несмь досто?ин, ниже? дово?лен, да под кров вни?деши хра?ма души? моея?, зане?же весь пуст и па?лся е?сть, и не и?маши во мне ме?ста досто?йна е?же главу? подклони?ти: но я?коже с высоты? нас ра?ди смири?л еси? Себе?, смири?ся и ны?не смире?нию моему?; и я?коже восприя?л еси? в верте?пе и в я?слех безслове?сных возлещи?, си?це восприими? и в я?слех безслове?сныя моея? души?, и во оскверне?нное мое? те?ло вни?ти. И я?коже не неудосто?ил еси? вни?ти, и свечеря?ти со гре?шники в до?му Си?мона прокаже?ннаго, та?ко изво?ли вни?ти и в дом смире?нныя моея? души?, прокаже?нныя и гре?шныя; и я?коже не отри?нул еси? подо?бную мне блудни?цу и гре?шную, прише?дшую и прикосну?вшуюся Тебе?, си?це умилосе?рдися и о мне гре?шнем, приходя?щем и прикаса?ющем Ти ся; и я?коже не возгнуша?лся еси? скве?рных ея? уст и нечи?стых, целу?ющих Тя, ниже? мои?х возгнуша?йся скве?рнших о?ныя уст и нечи?стших, ниже? ме?рзких мои?х и нечи?стых усте?н, и скве?рнаго и нечи?стейшаго моего? язы?ка. Но да бу?дет ми угль пресвята?го Твое?го Те?ла, и честны?я Твоея? Кро?ве, во освяще?ние и просвеще?ние и здра?вие смире?нней мое?й души? и те?лу, во облегче?ние тя?жестей мно?гих мои?х согреше?ний, в соблюде?ние от вся?каго диа?вольскаго де?йства, во отгна?ние и возбране?ние зла?го моего? и лука?ваго обы?чая, во умерщвле?ние страсте?й, в снабде?ние за?поведей Твои?х, в приложе?ние Боже?ственныя Твоея? благода?ти, и Твое?го Ца?рствия присвое?ние. Не бо я?ко презира?яй прихожду? к Тебе?, Христе? Бо?же, но я?ко дерза?я на неизрече?нную Твою? бла?гость, и да не на мно?зе удалив?яйся обще?ния Твое?го, от мы?сленнаго во?лка звероуловле?н бу?ду. Те?мже молю?ся Тебе?: я?ко еди?н сый Свят, Влады?ко, освяти? мою? ду?шу и те?ло, ум и се?рдце, чревеса? и утро?бы, и всего? мя обнови?, и вкорени? страх Твой во удесе?х мои?х, и освяще?ние Твое? неотъе?млемо от мене? сотвори?; и бу?ди ми помо?щник и засту?пник, окормля?я в ми?ре живо?т мой, сподобля?я мя и одесну?ю Тебе? предстоя?ния со святы?ми Твои?ми, моли?твами и моле?ньми Пречи?стыя Твоея? Ма?тере, невеще?ственных Твои?х служи?телей и пречи?стых сил, и всех святы?х, от ве?ка Тебе? благоугоди?вших. Ами?нь!»
Псалмы перед причастием
Чтобы процедура причастия проходила в согласии с церковными канонами и не нарушала заведенные уставы, также вычитываются три псалма под номерами 22, 23 и 115. В первом псалме идет обращение к Господу, давшему жизнь и наставление на путь подлинный, упоминается великолепие его воли и всеобъятная милость. Упоминаются посох и жезл Господни как оружие защиты верующего:
«Господь пасет (ведет) меня и не лишает меня ничего. Там, на месте злачном, Он поселил меня и у тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Собственного. Если даже я пойду среди тени смертной, то не убоюсь зла, потому что Ты со мною: жезл Твой и посох Твой — они утешили меня. Ты приготовил для меня трапезу в виду притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя поит меня, как отличная! И милость Твоя следует за мною во все дни жизни моей. И пребуду в доме Господнем многие дни!»
В религиозном песнопении №23 слывет красота и мощь созданной Господом земли, прославляется Повелитель Славы:
«Господня земля и все, наполняющее ее, галактика и все проживающие в ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого неукоризненны руки и чисто сердце, кто в душе собственной не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему собственному. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога спасителя собственного. Такой род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Князья, подымите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Повелитель Славы. Кто есть сей Повелитель Славы? Господь крепкий и крепкий, Господь крепкий в брани. Князья, подымите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Повелитель Славы. Кто есть сей Повелитель Славы? Господь сил, Он есть Повелитель Славы».
Читая псалом 115-й, изъявите полную волю принять волю Божию, отринув всякую гордыню и покаявшись в прегрешениях:
«Я веровал и потому говорил: я очень сокрушен. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я — раб Твой. Я — раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим!»
Инструкция готовящемуся ко Святому Причащению
Таинство Причащения не может совершаться без соответствующего приготовления. Моление и раскаяние – основные подготовительные этапы, но этого недостаточно. Если вы исполняете установленные предписания, это приветствуется, но весь жизненный образ должен проходить согласно евангельским принципам. Церковь и религия полны прощения, но лицемерие и говоря иначе «однодневная святость», когда следование устоям христианства вырисовывается неожиданно, в одну секунду, не приветствуются чрезмерно горячо. Тем более, если прошлая жизнь была полна греховности. Необходимо желать перемен и единения с Творцом всей душой, чтобы посыл шел из ее глубин, а не из корыстных мотивов или слепого страха.
Молиться перед причащением можно в доме либо в храме. Тот, кто желает поделить Святую Христову Тайну, обязан готовить к этому собственный дух, проводя длительные часы в молении и участвуя в богослужении в церкви. Конкретно перед процедурой посещается вечерняя служба.
Молитвенное приготовление включает прочтение нескольких особенных текстов:
- Последование ко Святому Причащению;
- Канон покаянный к Христу;
- Канон молебный к Богородице;
- Канон Ангелу-Хранителю;
- Акафист ко Святому Причащению.
Если все происходит в Светлую седмицу, можно заменить прочтение упомянутых выше молитвословий Пасхальным каноном. Однако если вы располагаете достаточным временем, не нужно упускать возможность вычитать все акафисты и правила.
Очищение духовное в первую очередь подкрепляется литургическим постом. Если вы отпали из веры, никогда не постились прежде и являетесь новеньким в вере, священослужитель может назначить дополнительное ограничение в виде трехдневного или семидневного поста. Воздержание от скоромной пищи – не только одна часть поста. Следует питаться как можно скромнее и умереннее, остановить на определенный период времени просмотр развлекательных шоу, не посещать игровые представления, оставить прослушивание светской музыки. Если Вы проживаете в браке, за один день и до после Причащения не вступайте в телесный акт общения со второй частью.
За полдня до причастия заканчивается полностью прием питья и пищи, тоже самое касается табачных изделий. Церковь выполняет исключение для тех, кто обязан пить лекарственные препараты по расписанию. Физическая чистота сопровождается соответствующим душевным настроем. Злость, обиды, нервозность, завистливые и другие дурные мысли полностью оставляются – они недопускаются. Проводите время наедине с собой и в молитвах, читайте Евангелие и иные духовные литературные источники.
Таинство Причащения начинается исключительно после того, как вы почистите духовную составляющую при Таинстве Покаяния. Если сказать простым языком, следует раскаяться в грехах Всевышнему, а епископ или священослужитель освидетельствуют акт. До исповеди помиритесь с собственными обидчиками, попросите прощения у тех, кого обидели вы. Сама цель исповеди состоит в том, чтобы выявить скрытое в собственном характере, обнаружить линии и эмоции, которые мешают праведной жизни согласно религиозным уставам. Излейте все, что лежит камнем на душе, но одновременно не ищите объяснения и не обвиняя иных в собственных бедах и несчастьях.
Прекрасно, если исповедь состоялась в предверии причастия. Так у вас остается время для участия в утренней литургии. Не опаздывайте, появитесь в храме заблаговременно: опоздание расценивается как неуважение к Богу, служителям церкви и прихожанам. Детей в возрасте до 7 лет причащают без исповеди.