Запорные детали для водообеспечения
Любые коммуникации использовать без арматуры запорной невозможно, т.к. именно при помощи нее выполняется управление потоками среды работы, перемещаемой по трубопроводам (газ, пар, вода, нефть и т.п.).
Очень часто запорную арматуру делают с применением бронзы, латуни, стали либо чугуна. В качестве ключевых её параметров внимание обращают на трубопроводный диаметр, для которого она необходима и величину max лишнего давления при температуре перекачиваемой среды +20 градусов.
Кран считается обычным представителем запорной аппаратуры. Он собой представляет узел, исполняющий запорно-регулирующие функции за счёт герметизации имеющегося в корпусе пропускного отверстия. Герметизация выполняется запорным элементом конструкции крана, которая производится в форме тела вращения.
Классификация кранов
Есть разнообразные признаки спецификации кранов, как правило выше разнообразием решаемых при их помощи задач, а еще различиями в конструкции.
По типу перекачиваемого вещества краны делятся на:
- жидкостные (к данной группе относятся все смесители воды);
- газовые.
По числу патрубков и направлению перемещаемого потока:
По отсутствию либо наличию сужения прохода:
- стандартнопроходные (имеющие уменьшенный проход);
- полнопроходные.
По характеру движения затвора:
- с отжимом (подъёмом) затвора;
- с вращением затвора без выполнения его подъёма.
По форме затвора:
По типу привода:
- с гидравлическим приводом;
- с электрическим приводом;
- ручные;
- с пневмоприводом.
Смесители воды
В системах водообеспечения довольно часто применяются краны, имеющие шаровые или конусные затворы. В связи с возникновением новых материалов конструкции и технологий, все очень популярный продукцией становятся шаровые вентили.
Краны шаровые сейчас делятся по методу их крепления к магистрали на фланцевые и муфтовые.
Муфтовый кран шарового типа
Изготовители рекомендуют такие изделия в трёх типах:
- однокорпусный кран (монолитный) – считается наиболее дешёвым способом;
- двухсоставной – состоит из муфты и корпуса, считается самым поулярным;
- трёхсоставной (разборный) – самый удобный для ремонта своими руками.
Преимущества муфтового шарового вентиля: низкая масса, хорошая стоимость, большие сроки эксплуатации, небольшие размеры, не просит ТО, конструкция универсальна и надёжна, монтируется в любых положениях, имеет невысокое гидравлическое сопротивление, поток перекрывается герметично, вода подается сквозь него в любом направлении, обеспечивает быстрое перекрытие магистрали.
- чтобы закрыть канал в ручном режиме, необходимо применять длинный рычажок, в автоматизированном – дорогие электрические приводы;
- внезапное открытие магистрали провоцирует гидроудар;
- аналогичные модели запрещено использовать в системах отопления в том случае, когда трубопроводный диаметр более 100 мм, давление в трубе более 16 Бар и температура выше 100 градусов.
Фланцевый кран шарового типа
Применяется в тех случаях, когда муфтовый кран запрещено использовать по техническим причинам.
Конструкция шарового вентиля
Общее устройство шарового вентиля учитывает наличие таких элементов конструкции:
- Корпус – делается в 2-ух вариантах: разборный или целостный. Завершальный вариант отремонтировать невозможно, по этому при поломке этот кран просто выбрасывается.
- Шар для этого типа кранов делается в плавающем либо в фиксированном виде. Диаметр имеющегося в нём отверстия прохода выполняется равным либо меньшим, чем диаметр самого крана.
- Шпиндель подвижный, служащий для поворота запирающей детали.
- Ручка съёмная.
- Уплотнение между корпусом и полированным шаром делается применением фторопластовых торцевых колец.
Маркировка шаровых вентилей
В маркировку входит следующая информация:
- относительный диаметр (относительный проход) – DN – это диаметр внутри труб (помимо труб пластиковых, у которых номинальным считается внешний диаметр);
- номинальное давление – PN – лишнее давление перемещаемой среды (постоянное), соблюдение которого дает возможность применять трубопровод в сборе в течении всего заявленного эксплуатационного периода при температуре 20 градусов;
- название материала, из которого выполнен корпус;
- стрелка направления перемещения среды;
- диапазон рабочих температур либо максимально возможная температура;
- величина расчётного (рабочего) давления;
- дата выпуска.
Согласно этому же стандарту ставится определённая покраска арматуры запорно-регулирующей.
Краны конусного типа, их плюсы и минусы
Краны перечисленных моделей имеют конусный выверяющий элемент запорный. В отличии от шаровых вентилей, сквозное отверстие в нём имеет форму трапеции. В качестве седла применяется поверхность внутри самого корпуса крана.
Сложность технического выполнения перечисленных моделей вызвана тем, что в них нужно единовременно осуществить трудносочетаемые условия: обеспечить плавный и свободный поворот пробки без задирания контактирующих поверхностей и заклинивания и при этом создать герметичный и плотный контакт между корпусом и пробкой.
Эти модели практически не применяются с пневматическими и электроприводами, т.к. очень тяжело сделать аналогичный кран, которым можно настроить под определенную величину поворачивающегося усилия. Такие краны имеют лишь механический привод.
По реализованному в конструкции способу уплотнения указанные краны делятся на натяжные и сальниковые.
По мимо этого, их принято подразделять ещё по ряду конструктивных свойств:
- краны пробно-спускные – применяются для отбора проб при контроле наличия среды и т.п.;
- с обогревом;
- с подъёмом пробки;
- со смазкой.
Краны вентильного типа
Указанные изделия порой именуются запорными вентилями или вентилями. В их конструкции перекрытие перемещаемого потока выполняется плавной подачей штока в направлении к седлу, которое происходит возвратно-поступательно вдоль центральной оси. Ходовая резьба имеет особенность самоторможения, что дает возможность останавливать кран в любом необходимом положении. Это содействует контролю объёмов подачи.
Существующие модели вентильных кранов делятся по таким показателям:
- конструкция корпуса: проходные; угловые; прямоточные;
- способ герметизации: сильфонные, сальниковые;
- место размещения резьбы: погружные; выносные;
- применяемый запорный орган: диафрагмовый; мембранный.
Сфере использования вентильных кранов зависят от их модификаций.
Очень часто применяемые смесители воды
По видам их разделяют на пять больших групп:
- Краны одновентильные.
- Устройства двухвентильные (смесители).
- Устройства однорычажные (шаровые смесители).
- Устройства, оснащенные терморегулятором (смесители).
- Краны сенсорные (оснащены фотоэлементом).
В контексте разговора о кранах необходимо правильно разделять такие понятия, как «кран» и «смеситель». Устройства, регулирующие водные потоки в трубопроводах или перекрывающие их – это краны. Устройства, в которых перемешивается подаваемая на них холодная и горячая вода – смесители. Последние могут контролировать не только водный расход, но и её температуру. Основным конструктивным различием вышеупомянутых устройств считается конструкция рычагов и запирающих механизмов.
Грамотный выбор смесителя воды можно создать лишь тогда, когда покупатель имеет хотя бы первичное представление про устройство и принципах работы кранов и смесительных приборов, имеющихся в продаже, а еще чётко представляет, для чего он будет применяться, с какой интенсивностью и на каких магистралях.