Виды механизмов передачи движения
Передачей называют техническое устройство для передачи того либо другого вида движения от одной части механизма к другой. Передача происходит от энергетического источника к месту ее употребления или изменения. Первые передаточные механизмы были разработаны в Античности и применялись в системах системы капельного полива Древнего Египта, Междуречья и Китая. Средневековые механики существенно улучшили устройства, передающие движение, и разработали много новых видов, применяя и в прялках и гончарном деле. Настоящий же расцвет начался в Новое время, с внедрением технологий производства и точной обработки сплавов из стали.
Виды передачи движения
В различных станках, бытовых приборах, транспортных средствах и других механизмах используют разнообразные виды передач.
Обычно различают следующие виды передачи:
- вращательного движения;
- прямолинейного или возвратно-поступательного;
- движения по определенной траектории.
Самым широко применяемым типом механических передач являются вращательные.
Особенности зубчатого механизма
Такие механизмы предназначены для того, чтобы передавать вращение от одного зубчатого колеса к другому, используя зацепление зубцов. У них относительно малые потери на трение по сравнению с фрикционами, поскольку плотный прижим колесной пары друг к другу не нужен.
Пара шестерен преобразует скорость вращения вала обратно пропорционально соотношению числа зубцов. Это соотношение называют передаточным числом. Так, колесо с пятью зубьями будет вращаться в 4 раза быстрее, чем состоящее с ним в зацеплении 20-зубое колесо. Крутящий момент в такой паре уменьшится также в 4 раза. Это свойство используют для создания редукторов, понижающих скорость вращения с возрастанием крутящего момента (или наоборот).
Если необходимо получить большое передаточное число, то одной пары шестерен может быть недостаточно: редуктор получится очень больших размеров. Тогда применяют несколько последовательных пар шестерен, каждую с относительно небольшим передаточным числом. Характерным примером такого вида является автомобильная коробка передач или механические часы.
Зубчатый механизм способен также изменять направление вращения приводного вала. Если оси лежат в одной плоскости — применяют конические шестерни, если в разных- то передачу червячного или планетарного вида.
Для реализации движение с определенным периодом на одной из шестерен оставляют один (или несколько) зубец. Тогда вторичный вал будет перемещаться на заданный угол только каждый полный оборот ведущего вала.
Если развернуть одну из шестерен на плоскость – получится зубчатая рейка. Такая пара может преобразовывать вращательное движение в прямолинейное.
Параметры зубчатой передачи
Для того чтобы шестерни входили в зацепление и эффективно передавали движение, необходимо, чтобы зубья точно совпадали между собой по профилю. Регламентированы основные параметры, используемые при расчете:
- Диаметр начальной окружности.
- Шаг зацепления — расстояние между соседними зубцами, определенное вдоль линии начальной окружности.
- Модуль. – Отношение шага к константе ?. Шестерни с равным модулем всегда входят в зацепление, независимо от количества зубцов. Стандартом предписывается допустимый ряд значение модулей. Через модуль выражаются все основные параметры шестерни.
- Высота зуба.
Важными параметрами также являются высота головки и основания зуба, диаметр окружности выступов, угол контура и другие.
Преимущества
Передачи зубчатого вида обладают рядом очевидных достоинств. Это:
- преобразование параметров движения (число оборотов и крутящий момент) в широких пределах;
- высокая отказоустойчивость и ресурс работы;
- компактность;
- малые потери и большой коэффициент полезного действия;
- небольшие нагрузки на оси;
- стабильность передаточного числа;
- несложное обслуживание и ремонт.
Недостатки
Зубчатым механизмам свойственны и определенные минусы:
- При изготовлении и сборке требуется высокая точность и специальная обработка поверхностей.
- Неизбежный шум и вибрация, особенно при высоких оборотах или больших усилиях
- Жесткость конструкции приводит к поломкам при стопорении ведомого вала.
При выборе вида передачи конструктор сопоставляет преимущества и недостатки для каждого конкретного случая.
Механические передачи
Механические передачи служит для того, чтобы передать вращение от ведущего вала к ведомому, от места генерации механической энергии (обычно — двигатель того или иного типа) к месту ее потребления или преобразования.
Как правило, двигатели вращают свой вал с ограниченным пределом изменения числа оборотов и крутящего момента. Потребителям же требуются более широкие диапазоны.
По методу передачи механической энергии среди передач различают следующие виды:
Зубчатые передающие механизмы, в свою очередь, подразделяются на такие виды, как:
- цилиндрические;
- конические;
- профиль Новикова.
По соотношению скорости вращения ведущего и ведомого валов различают редукторы (снижающие обороты) и мультипликаторы (увеличивающие обороты). Современная механическая коробка передач для автомобиля объединяет в себе оба вида, являясь одновременно и редуктором, и мультипликатором.
Функции механических передач
Главная функция механических передач — это предать кинетическую энергию от ее источника к потребителям, рабочим органам. Помимо главной, передаточные механизмы выполняют и дополнительные функции:
- Изменение числа оборотов и крутящего момента. При постоянном количестве движения изменения этих величин обратно пропорциональны. Для ступенчатого изменения применяют сменные зубчатые пары, для плавного подходят ременные или торсионные вариаторы.
- Изменение направления вращения. Включает как обычный реверс, так и изменение направления оси вращения с помощью конических, планетарных или карданных механизмов.
- Преобразование видов движения. Вращательного в прямолинейное, непрерывного в циклическое.
- Раздача крутящего момента между несколькими потребителями.
Механические передачи выполняют и другие вспомогательные функции.
Классификация механических передач
Машиностроителями принято несколько классификаций в зависимости от классифицирующего фактора.
По принципу действия различают следующие виды механических передач:
- зацеплением;
- трением качения;
- гибкими звеньями.
По направлению изменения числа оборотов выделяют редукторы (снижение) и мультипликаторы (повышение). Каждый из них соответственно изменяет и крутящий момент (в обратную сторону).
По числу потребителей передаваемой энергии вращения вид может быть:
- однопотоковый;
- многопотоковый.
По числу этапов преобразования – одноступенчатые и многоступенчатые.
По признаку преобразования видов движения выделяют такие типы механических передач, как
- Вращательно-поступательные. Червячные, реечные и винтовые.
- Вращательно-качательные. Рычажные пары.
- Поступательно-вращательные. Кривошипно-шатунные широко применяются в двигателях внутреннего сгорания и паровых машинах.
Для обеспечения движения по сложным заданным траекториям используют системы рычагов, кулачков и клапанов.
Основные показатели для выбора механических передач
Выбор типа передачи — сложная конструкторская задача. Нужно подобрать вид и спроектировать механизм, наиболее полно удовлетворяющий техническим требованиям, сформулированным для данного узла.
При выборе конструктор сопоставляет следующие основные факторы:
- опыт предшествующих аналогичных конструкций;
- мощность и момент на валу ;
- число оборотов на входе и на выходе;
- требуемый К.П.Д.;
- массогабаритные характеристики;
- доступность регулировок;
- плановый эксплуатационный ресурс;
- себестоимость производства;
- стоимость обслуживания.
При высоких передаваемых мощностях обычно выбирают многопоточный зубчатый вид. При необходимости регулировки числа оборотов в широком диапазоне разумно будет выбрать клиноременной вариатор. Конечное решение остается за конструктором.
Цилиндрические передачи
Механизмы такого вида выполняют с внутренним или с внешним зацеплением. Если зубья расположены под углом к продольной оси, шестерню называют косозубой. По мере увеличения угла наклона зубцов прочность пары повышается. Зацепление косозубого вида также отличается лучшей износостойкостью, плавностью хода и низким уровнем шума и вибраций.
Недостатком этого типа является возникновение паразитной силы, действующей вдоль оси колеса. Это создает лишнюю нагрузку на опорные подшипники.
Коническая передача
Если необходимо изменить направление вращения, а оси валов лежат в одной плоскости, применяют конический тип передачи. Наиболее распространенный угол изменения – 90°.
Такой тип механизма более сложен в изготовлении и монтаже и, также как и косозубый, требует укрепления опорных конструкций.
Конический механизм может передать до 80% мощности по сравнению с цилиндрическим.
Реечная и ременная зубчатая передача
Реечная передача преобразует вращательное движение в поступательное. Одно из зубчатых колес пары как бы развернуто в линию и представляет собой зубчатую рейку. Такой способ используется в рулевом управлений автомобиля, в других исполнительных механизмах.
Ременная передача была изобретена в доисторические времена и с тех пор заметно видоизменилась и усовершенствовалась.
Она состоит из двух закрепленных на входном и выходном валу колес-шкивов, охваченных кольцевым приводным ремнем. Вращение передается за счет сил трения, возникающих на шкивах.
Плоские и круглые ремни используются при небольших нагрузках. Широкое распространение получил ремень в форме клина, шкив при этом выполняется со щечками, и зацепление осуществляется одной нижней и двумя боковыми поверхностями ремня.
Ремни также снабжаются зубчатыми фрагментами. Поликлиновые передачи широко применяются в современных автомобильных и мотоциклетных вариаторах. Они позволяют передавать значительный крутящий момент и плавно регулировать скорость вращения ведомого вала.
Достоинства и недостатки ременных передач
- передача вращения на большие дистанции (до 20 метров);
- низкий уровень шума и вибраций;
- демпфирование динамических нагрузок упругим материалом ремня;
- простое устройство и эксплуатация, смазка ремня не требуется).
- большие размеры (при равной мощности шестерня в 5-6 раз меньше шкива);
- переменное передаточное число из-за проскальзывания;
- малая долговечность по сравнению с зубчатыми колесами.
Чтобы обеспечить тяговую способность, ремень приходится подвергать большому предварительному натяжению. Это ускоряет износ подшипников и валов шкивов.
Применение
Из всех типов передач наиболее широко применяются зубчатые. Практически любой механизм, бытовой прибор, станок, механические часы, транспортное средство включает в себя зубчатые пары.
В последнее время, с прогрессом электротехники, разработкой новых материалов и отходом двигателей внутреннего сгорания на второй план, использование зубчатых механизмов приобрело тенденцию к сокращению.
Все чаще вместо редуктора используют электронную схему регулировки момента и числа оборотов электродвигателя. В электромобиле из нескольких тысяч движущихся частей, 30% из которых составляли разного вида шестерни, осталось несколько сотен.
Тяговые электродвигатели размещены непосредственно в колесе, необходимость в сложной трансмиссии отпадает.
Похожие тенденции намечаются и в бытовой технике.
Свои позиции зубчатые редукторы и трансмиссии сохраняют там, где требуется передача очень больших мощностей и крутящих моментов. Это промышленные установки, горная техника, некоторые виды транспортных систем.
Обслуживание
Своевременное обслуживание любой техники в соответствии с рекомендациями ее производителя обеспечит ее нормальное функционирование, паспортную производительность и выработку планового ресурса.
Обслуживание разбивается на несколько видов
- текущее обслуживание;
- диагностика;
- планово-предупредительный ремонт;
- внеплановый ремонт;
- аварийный ремонт.
При условии проведения текущего обслуживания и планово-предупредительных ремонтов в соответствии с графиками удается значительно снизить риски выхода оборудования из строя.
Диагностика проводится с заданной периодичностью и призвана выявить негативные изменения в работе оборудования на ранней стадии и минимизировать потери времени и средств на внеплановые ремонты.
Обслуживание зубчатых передач заключается в их своевременной смазке.
Для ременных необходимо периодическое восстановление силы натяжения ремня.
Диагностика проводится как методом визуального осмотра, таки измерением температуры, уровня шума и вибрации, ультразвуковым и рентгеновским просвечиванием механизма без его разборки.
Основные параметры различных видов передач нормируются соответствующими ГОСТами:
- Зубчатые цилиндрические: 16531-83.
- Червячные 2144-76.
- Эвольвентные 19274-73.
Дополнительные параметры, методы расчета и особенности эксплуатации описаны в других государственных стандартах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.