Талрепы – виды и использование
Талрепы считаются самым важным элементом такелажных устройств, с помощью которых происходит соединение некоторых частей грузовых тросов. Виды и ряд размеров регламентируются ГОСТ 9690, а еще стандартами Европы: предусматривается талреп DIN 1480 и DIN 1768. Ввиду собственного большого значения для безопасности проводимых грузоподъёмных работ, талреп грузовой обязан иметь очень высокую эксплуатационную прочность.
Классификация
Делается по их особенностям конструкции, и по материалам, из которых изделия делаются. Есть следующие разновидности:
- талреп «крюк-крюк»;
- талреп «кольцо-кольцо»;
- талреп «крюк-кольцо»;
- талреп вилочный;
- талреп цепной.
Талреп цепной имеет небольшое применение: для обстоятельств, когда соединяемые детали находятся на большом расстоянии один от одного. Талреп «Вилка-вилка» продуктивен при частых переналадках. Талреп закрытый относится к числу самых надежных вариантов данных устройств.
Талрепы (винтообразные стяжки) VanBeest GreenPin.
Рабочий принцип талрепа для троса состоит в том, что подлежащие соединению концы рабочего такелажа подсоединяются к кольцу (талреп «кольцо-кольцо», талреп «крюк-кольцо») или ушку (талреп «вилка-вилка», талреп «крюк-крюк»), которое снабжено резьбовой стержневой частью, куда, со своей стороны, прикрепляется муфта. Форма и крепление муфты определяются усилиями на устройство, пространством для его свободного расположения, силой натяжения.
Для материалов для производства принимают:
- Для крепежа конструкций, не испытывающих особенных нагрузок при эксплуатировании (к примеру, контейнеров, корпусов малотоннажных суден и т.п.) – стали обычного качества типа Ст. 3 или Ст. 3кп, которые поставляются по ГОСТ 380. Они в первую очередь проходят термическую обработку (нормализацию), из-за которой прочностный предел на растяжение должен быть не ниже 450…500 МПа;
- Для доминирующего числа вариантов использования – качественные конструкционные стали 35 ГОСТ 1050, которые после нормализации должны владеть значением предела прочности на растяжение не менее 540 МПа.
Резьба на муфтах стартует от М5, и дальше зависит от предельной нагрузки на устройство. Особенной эксплуатационной надёжностью должен владеть закрытый талреп. В неответственных ситуациях применяется открытый вариант устройства. Для особенных, оригинальных вариантов готовится подходящий чертёж.
Производственная технология
Устройства талреп «кольцо-кольцо», талреп «крюк-кольцо», талреп «вилка-вилка», талреп «крюк-крюк» работают в тяжёлых эксплуатационных условиях. Связывают это с тем, что при возникающей нагрузке все детали работают на растяжение, порой сопровождающееся ещё и изгибом. Важно также, что сила иногда меняется во времени, по этому прочность и долговечность устройства зависит ещё и от предела усталости материала.
Типоразмеры талрепа «кольцо-кольцо» по DIN 1480
Ответственным элементом чертежа считается муфта. Как натяжитель, она работает при знакопеременных нагрузках. Более того в рамной конструкции множества типовых муфт применяемых для соединений уже заложены концентраторы стрессов в местах переходов от боковых стоек к резьбовому основанию. По этому эти переходы на чертежах оформляются в виде радиусных закруглений, их диаметр устанавливается габаритными размерами талрепа в сборе.
Талреп «кольцо-кольцо», талреп «крюк-кольцо», талреп «вилка-вилка» никогда не изготавливается в сварных вариантах. Более того, очень нежелательно делать муфты методом литья, пускай даже и из высококачественных конструкционных сталей (к примеру, из литья марки 45Л по ГОСТ 977). Вероятность наличия внутренних пустых мест и раковин в отливке сберегается при любом технологичном варианте производства, что страшно ослабляет поперечное сечение, тем более в местах креплений. Не очень удачными стоит согласится и показатели эксплуатации фрезерованных вариантов. В процессе обработки механическим способом деталей, входящих в данный узел, происходит перерезывание волокон макроструктуры металла, что уменьшает долговечность.
Оптимальным производственным вариантом деталей, входящих в конструкцию, считается горячая штамповка: в её ходе происходит пластическое перераспределение объёмов деформируемого металла, при этом волокна изгибаются по контуру, сохраняя поковке крепость. При холодной объёмной штамповке происходит даже упрочнение металла, что дает возможность делать устройства из намного доступных марок, с низким содержанием углерода (к примеру, из стали 20).
После штамповки детали подвергают обработке термическим путем – нормализации при 820…860 °С, с дальнейшим охлаждением на воздухе. Закалку ведут при тех же температурах нагрева в масло. Остаточная твёрдость должна быть в пределах 190…220 НВ. Для противокоррозионной защиты применяется талреп оцинкованный.
Как подобрать
Отправными данными считаются:
- Рабочие усилия на узел.
- Размеры пространства, в котором должно уместиться устройство.
- Степень противокоррозионной защиты и рабочих условий (наличие пыли, грязи т.п.). Чаще применяется талреп оцинкованный.
Детали рассчитывают на максимальное значение растягивающего напряжения, с учитыванием запаса прочности. Самое большое значение это критерий имеет для грузоподъёмных устройств вертикального типа (к примеру, для лифтов, где используются талреп «крюк-кольцо» или талреп «вилка-вилка», расчётная нагрузка возрастает в 8…9 раз).
Важным считается грамотный выбор оголовка. К примеру, при опасности выскальзывания троса из петли (талреп «крюк-кольцо»), принимают устройства закрытого типа — цепные или «кольцо-кольцо». Талреп цепной обязан иметь место под ручку.
При особенных требованиях к работе изделия делаются из нержавеющих материалов, снабжаться устройствами для автоматической строповки, храповыми механизмами и т.д.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.