Споттер собственными руками
Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, дающий возможность выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с другой стороны трудно или невозможно без серьезной разборки. При помощи споттера методом точечной сварки к повреждённому участку варится элемент крепежа, за который и вытягивается помятость. Споттеры промышленного изготовления широко есть в продаже. Достаточно специалист вполне сделает споттер собственными руками.
Споттер и его устройство
Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления. При пропускании электротока через точку сварки выделяется очень много тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются между собой в данной точке. При этом использования сварочных материалов — плавящихся электродов, проволоки для сварки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.
Споттер состоит из таких весомых частей:
- корпус, в котором расположены электрические элементы;
- провод массы;
- сварочный пистолет с кабелем;
- остро заточенный электрод.
Используются две ключевых конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.
Трансформаторный вариант можно вполне сделать собственными руками. Инверторный включает в себят очень технологичные электронные элементы, которые в условиях мастерской дома сделать непросто.
Характерности использования споттера
Главные сфере использования устройства это:
- сварка тонкостенных деталей;
- рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.
Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной нереален или очень затруднен. К элементу варится особенный крепеж, за который при помощи обратного молотка, гидравлических тележек или гидравлических домкратов и исправляется помятость. У споттера также есть режим нагрева элемента для увеличения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в собственную начальную форму.
Как работает споттер
К повреждённому участку, в самом центре вмятины точечной сваркой варится элемент крепежа. К нему фиксируется шток обратного молотка, опирающегося на корпус за границами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с другой стороны металла, куда нет доступа, и помятость выправляется.
Изготовленный собственными руками споттер обязан иметь два ключевых рабочего режима:
- короткий, служащий для крепежа ремонтной шайбы к повреждённому участку;
- постоянный — служащий для обыкновенной точечной сварки угольным электродом.
Преимущества подобного способа правки вмятин:
- Очень маленькие сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в общем.
- Быстрота исправления повреждений если сравнивать с частичной разборкой автомобиля.
Чтобы полностью получить эффект от данных положительных качеств, важно при исправлении повреждений собственными руками точно исполнять требования технологии.
Практичность споттеров серийных моделей
Перед тем как проектировать и делать споттер собственными руками, полезно будет проанализировать практичность промышленных моделей. Они выполняют:
- сварку ремонтных шайб;
- сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
- нагрев металла для его осадки при помощи графитовых электродов;
- вентиляционную систему и защиты от перегревания с включением после того как остынет.
- переключение между режимами непрерывной работы для нагревания и непродолжительным режимом для сварки
Аппараты из магазина отличительны надежностью и несложны в применении и обслуживании. Специализированная подготовка оператора подобного устройства не требуется, достаточно общих способностей сварочных и слесарных работ.
Характеристики споттеров выпускаемых серийно
Главные характеристики такие:
- Параметры электросети — 220 В 50 Гц.
- Мощность потребления — до 10 киловатт.
- Пиковый ток сварки — 1300 А.
- Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
- Продолжительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
- Переключение между режимами сварки и прогрева.
- Тяговое усилие с использованием металлического электрода — до 100 кг.
- То же для монтажной шайбы — более 100 кг.
Данные параметры послужат ориентиром и для аппаратов, собранных собственными руками.
Способы работы со споттером
Рабочий принцип устройства по выпрямлению вмятин в тех местах кузова, подобраться к которым с другой стороны без серьезной разборки обивки или конструкций и автомобильных узлов невозможно, построен на вытягивании вмятой области поверхности за на время приваренный крепеж — монтажную шайбу или пирон. Создаваемое обратным молотком усилие направлено внутри корпуса к внешней стороне вмятой поверхности, имитируя удары киянкой из недоступного места.
Споттер, изготовленный собственными руками, в работе
Тех. процесс можно разбить на следующие операции:
- Удалить с центра вмятого участка кузова краски, грунта и загрязнений — почистить нужно до голого металла.
- Присоединить массу споттера к автомобильному кузову. Аккумулятор автомобиля должен быть отключен, а зажигание выключено, чтобы не было повреждения электрического оборудования импульсами тока для сварка.
- Прикрепить точечной сваркой элементы крепления до центра вмятины.
- Выправить вмятину, вытягивая металл за элемент крепежа.
- Скручивающим движением удалить крепеж с выравненной поверхности.
- Зачистить крепежное место шайбы или электрода и приготовить кузовной компонент к покраске.
Для работы со споттером, магазинным или выполненным собственными руками, мастеру вполне достаточно общих способностей сварочных и слесарных работ. Следует осуществлять требования производственной безопасности чтобы не было причинения ущерба здоровью и жизни людей и повреждения имущественных ценностей.
Схема для сборки самодельного споттера
Чтобы собственными руками собрать рукодельный споттер, сопоставимый по практичности и свойствам в покупным, понадобятся способности в области электромонтажных и слесарных работ. Необходимы будут также знания в области схемотехники, чтобы прочесть и осуществить электрическую схему споттера
Схема споттера не очень непростая, из нее понять можно, что ключевым узлом аппарата будет мощный сварочный преобразователь электрической энергии, первичная обмотка которого запитана от сети через диодный мостик.
220 вольт понижаются на малом трансформаторе и подаются на второй диодный мостик, дальше — через закрытый контакт селектора, управляющего импульсом, на электролитический конденсатор большой емкости, начинающий зарядку. Пока еще закрытый тиристор не пропускает ток на рабочий преобразователь электрической энергии. При переключении селектора подачи напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на тиристор, открывая его. Время открытия устанавливается значением сопротивления резистора.
Тиристор подключает к сети главный преобразователь электрической энергии, вторичная обмотка которого выдаёт на электрод мощный импульс силой ток до 500 Но и продолжительностью от 0,1 до 0,5 сек, которая изменяется резистором. После разряда конденсатора тиристор закрывается, и рабочая цепь разрывается. После возврата переключателя в первое состояние аппарат готов к следующему рабочему циклу.
Собственными силами собрать электронную часть инверторного споттера дома не выйдет, однако имеется возможность собрать споттер из преобразователя напряжения, взяв исправный инверторный блок.
Корпус самодельного споттера и другие комплектующие
Коли уж решено делать споттер собственными руками, то нужно побеспокоится о надежном и прочном корпусе. Для несущего днища лучше взять тяжелую панель из не электропроводного материала, такого, к примеру, как гетинакс. Размеры основы должны давать возможность расположить все главные узлы и детали, надежно их зафиксировать и одновременно оставить достаточно простора для охлаждения компонентов. Лучше в первую очередь подумать размещение элементов конструкции на эскизе, чем потом по три раза по новому высверливать отверстия и перекручивать болты.
Корпус для споттера собственными руками
Для защиты компонентов конструкции от повреждений механическим путем и загрязнений можно выбрать подходящий по размерам корпус от старой микроволновые печи, иного домашнего устройства или от пришедшего в непригодность аппарата для сварки. Последний станет иметь то преимущество, что у него есть уже разъемы для кабелей, переключатели и регуляторы на лицевой панели.
Для окончания комплектации споттера, выполненного собственными руками, потребуется выбрать готовые или создать своими руками:
- Сварочный пистолет.
- Кабели для массы и для электрода.
- инопуллер, или обратный молоток.
Споттер из сварочного пистолета
Чтобы не прогадать с сечением кабеля, можно применять мнемоническую формулу: на каждые 10 ампер пикового тока, выдаваемого прибором в рабочую цепь, понадобится 1 мм кв. сечения. Для снижения потерь тока и снижения эффективности устройства и качества сварки электродный провод не нужно делать длиннее 2, 5, а групповой — длиннее у 1,5 м. Кабели также необходимо оборудовать надежными разъемами, под резьбовое крепление или быстросъемными. Групповой провод можно снабдить мощным «крокодилом» для присоединения к корпусу автомобиля.
Рабочий пистолет споттера
Сварочный пистолет считается основным рабочим инструментом споттера. Для профессиональной деятельности с значительными объемами работ лучше будет приобрести пистолет в магазине, однако для эпизодического применения вполне возможно сделать Пистолет для споттера и собственными руками.
В качестве донора запасных частей часто берут пистолет для клея или горелку от сварочного полуавтоматического устройства. Тем, кто считает, что должен сделать весь споттер собственными руками, или же просто поклонникам выпиливать понравится идея собрать пистолет из пары симметричных заготовок из толстой гетинаксовой а или текстолитовой пластины. В одной заготовке размещается паз для опоры, держащего электрод. В другой комфортно разместить светоизлучающий диод подсветки зоны для работы и триггер подачи импульса.
Спайдерный крепеж — одна из очень ответственных частей. Его делают из квадратного или прямоугольного медного профиля, а для электрода берут медный стержень диаметром 0,8- 1,0 см.
Подсоединить электрод к аппарату есть смысл применить готовым сварочным кабелем (соединенным с контрольным, имеющим как минимум несколько жил по 0,8-1,2 кв. мм сечением). Три из них соединяются с триггером подачи импульса, вынесенным на ручку, а два служат для питания подсветки. Оконечность кабеля следует залудить и распаять в отверстии опоры.
Инопуллер обратный молоток для самодельного споттера
Умельцу, изготовившему споттер собственными руками, будет вполне по плечу сделать обратный молоток. Магазинные инопуллеры дорого стоят, так что потраченное время должно окупиться.
Основным донором деталей выступит монтажный Пистолет для герметика, гвоздей на жидкой основе и другого в тубах по 310 мл. Ту часть пистолета, куда вкладывается туба, необходимо обрезать угловой шлифмашиной или ножовкой, нужно будет только механизм подачи штока и рукоять. На оставшуюся площадку привариваем на равных расстояниях один от одного три расходящиеся под маленьким углом прутка или арматуры диаметром 0,6- 1,0 миллиметра — это и будут упорные стойки обратного молотка. Тот же материал пойдёт на кольцо диаметром около 10 см, к которому нужно прикрепить концы упорных стоек. Кольцо необходимо очень тщательно почистить и обмотать скотчем или плотной бечевкой, чтобы устранить как приваривание кольца к ремонтируемой поверхности, так и ее дополнительное повреждение от механических факторов.
Шток следует срезать с обеих сторон, с одной прикрепить к нему болт с 2-мя гайками. Это будет клемма для кабеля, ведущего к стопперу. Оборотную сторону, ту, где был упор для тубы, нужно заострить на точильном камне таким образом, чтобы диаметр плоского кончика составлял приблизительно 3 миллиметра. Даже не очень опытный домашний умелец выполнит такое задание собственными руками за пару — тройку часов, конечно, если есть наличие нужных инструментов и оснастки.
Завершальный момент в комплектации споттера — это монтажные шайбы, крепеж, привариваемый к выпрямляемой поверхности точечной сваркой.
Делаем споттер из аппарата для сварки
Вышеописанный вариант изготовления споттера собственными руками прекрасен, когда рядом есть готовый сварочный преобразователь электрической энергии. Самая простая схема его применения не имеет тиристорного коммутатора, а подача импульса выполняется замыканием контактов кнопки в цепи первой обмотки блока питания. Схема выделяется обычностью и надежностью конструкции, не имеет минус — большое напряжение придется подавать на ручку пистолета, что небезопасно.
Переходный по трудности способ подсоединения — кнопка замыкает низковольтную цепь обмотки электромагнитного реле, которое и коммутирует большое напряжение. Управление продолжительностью импульса в данных вариантах выполняется на глаз. Для получения хорошей сварки таким аппаратом оператор должен приобрести большой фактический навык.
Домашние умельцы распределяются собственным опытом изготовления споттеров из микроволновых печей и даже из автомобильных аккумуляторов, снабженных стартерным реле, которое и управляет подачей рабочего импульса. Дорабатывают умельцы и инверторные сварочные аппараты и даже делают споттер собственными руками из сварочного аппарата-полуавтомата. Но в последнем варианте стоимость начального устройства — донора настолько высока, сэкономить, сделав споттер собственными руками, точно не выйдет. Легче будет за эти деньги приобрести споттер фабричного изготовления.
Как сваривать детали при помощи споттера
Точечная сварка споттером
Технология сварки при посредстве споттера разбивается на такие этапы:
- Главная часть вогнутого участка поверхности зачищается до голого металла и обезжиривается.
- К корпусу автомобиля прикрепляется провод массы.
- В самом центре вмятины размещаются элементы крепления — монтажные шайбы или сам электрод.
- Дается нужное число сварочных импульсов, чтобы надежно прикрепить крепеж.
- Вогнутый участок вытягивается обратным молотком или талями.
- Элементы крепления убираются с поверхности скручивающими движениями.
- Выправленная поверхность тщательно зачищается и готовится к шпатлевке.
Куплен ли споттер в магазине или собран собственными руками, он будет вам верным помощником в кузовных работах, тем более тогда, когда к вмятине не подобраться с другой стороны.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.