Левая резьба: как определить, отметить на чертежах и где применять
Соединение деталей и узлов в механизмах с помощью винтовой резьбы считается одним из старых популярных крепежных вариантов. Такое блестящее открытие человечества помогает в решении многих технических задач, начав с времен древности. Некоторые детали конструкций для выполнения каких-то конкретных функций без соединения между собой нельзя привести к действию. В настоящий момент работу механизмов нельзя представить без соединений с резьбой, которые отличительны многофункциональностью и надежностью, подлежат сборке и разборке.
Для крепежа изделий при помощи винтов, болтов, гаек, шпилек и иных элементов применяется как правило резьба правая. Такое крепёжное соединение в виде резьбы встречается при вкручивании саморезов и шурупов. Но при допустимости откручивания детали от крутящегося вала в промышленности применяется оригинальная резьба левая.
Отличия левой резьбы от правой
Одной из основных параметров винтового соединения считается направление резьбы во время вращения деталей. От качества соединений, считающихся ответственным и центральным элементом, зависит настоящая работа механизма и целость самой разной конструкции.
Отличают в механике два основных типа крепежа изделий. При типовой резьбе линии витков убираются к смотрящему по часовой стрелке. При левосторонней нарезке выступы на винте приближаются к нему слева, двигаясь против часовой стрелки.
Аналогичным образом, направление вращения витков (спирали) на винте позволяет отличить правую резьбу от левой. На шестиграннике болтов, шпильках, гайках и штуцерах левостороннюю резьбу отмечают буквой Л.
Как отличить правую резьбу в крепежах?
Есть обычные способы, благодаря которым несведущий в механике сможет определить вид крепёжного соединения в виде резьбы. Для зрительного определения нужно разместить шпильку, винт или болт перед собой фаской вверх на ладони, чтобы спираль с виточками смотрела на наблюдателя.
Правосторонняя резьба направляется от конца спирали по часовой стрелке вправо. Если направление витков (спирали) влево, то деталь закручивается в левую сторону против часовой стрелки.
Области применения
Левосторонняя резьба используется в автомобилестроении для закрепления деталей к валу, крутящемуся вправо. Если гайка закручена в направлении вращения вала, то она под воздействием силы вращения будет затягиваться. При завинчивании в противоположном направлении гайка будет откручиваться. Соединение при помощи левостороннего крепежа предохраняет вероятность откручивания в результате эксплуатации механизма.
В каких сферах используют левостороннюю резьбу
Для устранения раскручивания соединений
Вот обычные примеры, когда нужно использование такого оригинального крепежа:
- В узлах и деталях, крутящихся в правую сторону, при действии механизма детали могут раскрутиться. Мощная вращательная сила механизма раскручивает гайку, таким образом, чтобы устранить раскручивание, применяется левый крепеж по направлению вращения вала.
- Ниппель у батарей системы для отопления оборудован разнонаправленной резьбой. Соединительная муфта при скручивании специализированным ключом приводит к стягиванию прокладки из резины в секциях отопительных приборов.
- В колесах грузовых машин ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ применяется левостороннее крепление.
- Патрон дрели со сверлом вращается вправо. Чтобы устранить релаксация соединения деталей, патрон фиксируется к валу левой резьбой.
- Лопасти домашнего вентилятора.
- Редуктор передает вращающий момент от мотора к ножам мотокосы.
- Педали велосипеда.
- Крепление фрезы на вал, диски машин для шлифовочных работ.
- Кое-какие детали в торцовках и циркулярных пил.
В стягивающих конструкциях
Представим подобную картину: домохозяйки вывешивают мокрое белье на веревку для просушивания. От постоянного применения веревка начинает провисать. Натяжку для белья приходится часто настраивать. В данных случаях применяют тут болты с двухсторонней нарезкой. Одна сторона болта направляется вправо, а остальная — налево. Другими словами в этом случае левая резьба применяется, чтобы настроить степень натяжки.
Обозначение на чертеже левой резьбы
Рабочий принцип можно представить так: на одном конце гайки режется правая резьба, а на другом –левая, закручиваются болты. Во время вращения гайки в одну сторону выходит удлинение, в иную – укорачивание.
Применение левостороннего крепления в стяжных конструкциях считается прекрасным примером.
Такое приспособление, которое применяется в такелажных работах, — талреп относится к разновидности винтовой стяжки. В этой конструкции действует пара грузозахватных компонентов. На одной из них – типовая резьба, на другой исходя из этого – левая. Во время вращения конструкции в рабочий период корпус элемента крутится, происходит ослабление стяжки, а изменение направления вращения приводит к нагружению (натяжению).
Другими словами во время вращения детали механизма удаляются относительно друг друга или сближаются.
Натягиванием тросов ставятся мачты на кораблях.
Для защиты от опасных действий
Для защиты от очень высокой опасности при выполнении отдельных операций требуется внимательный контроль рабочего оборудования. В газовом хозяйстве вентиль редуктора баллона со сжатым пропаном оборудован левосторонней резьбой, а кислородный баллон – правой. Стало быть, подсоединить к кислородному баллону баллон с пропаном невозможно. Использование подобного варианта помогает сделать меньше вероятность мрачных последствий.
В брендировании
Для защиты от применения поддельных деталей в машиностроении производители прибегают для коммерции к рекламному ходу, применяя левостороннюю нарезку, от которого их продукция приобретает уникальность и оригинальность.
Такая идея предоставляет гарантию, что клиенты будут приобретать запасные части для работ по ремонту либо замены только у официального производителя.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.