Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Цепная передача

Идея цепной передачи была первый раз предложена блестящим изобретателем и художником Леонардо да Винчи в шестанадцатом веке. Но несовершенство тогдашних технологий дало возможность начать внедрение такого привода только в начале Девятнадцатого века. На сегодняшний день используется много самых разных цепных приводов. Они применяются в транспорте, сельскохозяйственных и дорожных машинах, в самых разнообразных технологических установках и в системах управления. Для расчетов показателей подобных передач в помощь конструкторам выведены приближенные формулы и сделаны справочные таблицы.

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Устройство и рабочий принцип

Устройство цепной передачи достаточно схоже на конструкцию зубчатого привода. Но зубья ведущей и ведомой шестеренок не входят в непосредственное зацепление, а вращающий момент подается с одной на иную при помощи закольцованной непрерывной цепи, чьи отверстия одеваются по очереди на зубья крутящихся колес.

Цепная передача способна передавать вращение на параллельный ведущему вал, отстоящий от него до 7 метров. Она обладает рядом положительных качеств и недостатков по сравнению со своим прообразом.

Общие сведения о цепных передачах

Среди самых разных приводов цепной считают относящимся к передачам с пластичной связью. Зацепление в ней выполняется при помощи натяжения сочлененных звеньев бесконечной цепи. Она же передает и мощность от ведущего вала к ведомому. Из общих сведений о цепных передачах следует вспомнить следующее:

  • КПД цепной передачи доходит до 90-98 %;
  • передаточное число цепной передачи может достигать 1:6;
  • мощность на валу ограничена 120 кВт.

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Передаточное отношение для цепной передачи рассчитывается по тем же формулам, что и для зубчатой. Делаются цепные приводы из очень прочных сортов стали, шестерни порой делают текстолитовые или из полиамидных пластиков.

Классификация

Главная классификация цепных передач проходит по признаку использованной цепи. Выделяют:

  • Роликовые. Контакт звена и шестерни выполняется при помощи ролика, одновременно скрепляющего звенья.
  • Втулочные. Контакт идет при помощи втулки, вращающейся вокруг ролика. Подобное решение увеличивает ресурс цепного привода, но в то же время растут его вес и отпускная цена.
  • Зубчатые. Набираются из шарнирно сочлененных пластин, на внутренней стороне которых есть профилированные впадины под зубья.

Более того, по числу насаженных на вал зубчатых колес и, исходя из этого, числу параллельных рядов в одном звене, отличают такие разновидности, как:

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Увеличение числа шестерен применяется для увеличения мощности либо Для снижения размеров самого изделия.

Положительные качества

Относительно зубчатой можно выразить следующие положительные качества цепной передачи:

  • способность передавать вращающий момент да расстояние до 7 метров;
  • частично гасить усилия, вызываемые изменением режима вращения.

В сравнении ременными передачами выделяют такие положительные качества цепных, как:

  • компактность;
  • больший передаваемый момент при равных габаритах;
  • стабильность передаточного числа, отсутствие пробуксовок.
  Герметик системы охлаждения Liqui Moly отзывы, свойства, артикулы

Общим преимуществом цепных приводов является их устойчивость к отказам при частых разгонах и остановках.

Минусы

К минусам цепных передач относятся такие:

  • высокая шумность, обуславливаемая регулярными соударениями деталей привода;
  • быстрый износ шарнирных сочленений, необходимость в постоянной смазке и закрытом картере;
  • растяжение по мере износа шарнирных сочленений;
  • менее плавная передача вращения, чем у зубчатых приводов.

Для конкретных областей применения положительные качества этого типа привода значительно перевешивают его минусы

Область применения

Область использования цепных передач достаточно широкая. Они классически применяются в таких ветвях, как:

  • транспорт;
  • технологичные установки;
  • станочное оборудование;
  • горная и дорожная техника;
  • сельхозмашины.

Использование такого привода имеет смысл при скоростях менее 15 метров в секунду, что уменьшает применение его в скоростных приводах.

Приводные цепи

Приводы с зубчатой цепью применяются в относительно небыстрых передачах. Для быстроходных механизмов применяются роликовые и втулочные категории.

Цепной передачей служит и подъемный механизм судовых якорных цепей, и оборудование для подъемных работ — блок или полиспаст.

В данных механизмах цепь не имеет фиксированной длины, она меняется по мере подъема (или горизонтального перемещения) груза. я

Роликовые приводные цепи

Роликовый подвид состоит из пары параллельных рядов боковых пластин, и осей, опрессованных в отверстиях наружных пластин. Оси проходят через втулки, которые, со своей стороны опрессованы в отверстиях внутренних пластин. На втулки одевают скользящие по ним ролики, а торцы осей расклепаны с формирование упоров, не дающим пластинам уходить вбок.

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Ось поворачивается в середине втулки, создавая аналогичным образом шарнирное сочленение. Ролик в момент зацепления катится по зубцу шестеренки, вращаясь на оси. Это выравнивает нагрузку от зубца и уменьшает износ компонентов привода. Подобные конструкции дают возможность развивать скорость до двадцати метров/с

Втулочные приводные цепи

Втулочные конструкции лишены роликов, и по зубцу перекатывается сама втулка. Это решение дает возможность существенно уменьшить сложность, отпускная цена и массу изделия, ни неизбежно увеличивает скорость его износа. Подобные конструкции применяют для сравнительно тихоходных приводов (до 1 м/с), предающих небольшую мощность.

Если же мощность требуется нарастить, на помощь конструкторам приходят многорядные цепи. параллельно размещенные звездочки маленького размера помогают подобрать меньший шаг, уменьшить динамические усилия при разгоне и торможении валов. Скорость достигает 10 м/с.

Мощность передачи при неизменном диаметре колес увеличивается пропорционально их числу.

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Сращивание кончиков при четном числе звеньев проходит звеном привычной формы. Если же число нечетное, то для сращивания необходимо применять особенные переходные пластины, два раза изогнутые в плоскости вращения. Крепость этого звена выходит намного меньше, чем обычного, по этому конструктора пытаются остерегаться подобных решений.

  Конвекция в духовке – что это такое, для чего нужна

Зубчатые приводные цепи

Такие цепи в каждом собственном звене имеют ряд пластин в выточенными (или отштампованными) на них парой зубьев, совпадающими по модулю с зубцами звездочек. Между зубцами на пластине сделана впадина, подходящая по форме зубцу. Пластины входят в зацепление с зубцами и передают энергию вращения. Звенья оборудуют шарнирами трения качения — крутящимися вокруг осей втулками. Более того, в проемах пластин крепятся парные криволинейные призмы. Одна из ник закреплена на пластинах первого звена, вторая- на другом. В ходе вращения призмы проворачивают друг друга, смягчая ударные нагрузки и выполняя мягкий и плавный ввод в зацепление с зубьями звездочки и так же плавный выход из данного зацепления. Это решение дает возможность снизить уровень шума распространяемого по воздуху, увеличить частота вращения.

Применяют и конструкции с шарнирами скольжения. Они изнашуются примерно вдвое быстрее, чем их аналоги, но обходятся не очень дорого. В прорезях пластин вставлены специализированные вкладыши, их скольжение по осям и обеспечивает поворот на нужный угол. Использование вкладышей площадь делает больше зацепления на 50%, повышая мягкий ход, уменьшая удары при разгоне и торможении и снижая уровень шума распространяемого по воздуху.

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Для того, чтобы звенья не спадали с шестерен, применяют направляющие, расположенные по самому центру цепи либо же парные- по ее краям. Это аналогичные пластины, однако без отформованных выступов и впадин. Если направляющие размещаются в середине, в зубьях делают соответственный пропил. Эта конструкция уменьшает крепость зубьев и, исходя из этого, скорость передачи и передаваемую мощность если сравнивать с наружным расположением.

Зубчатые цепи благодаря мягкому и плавному зацеплению с шестернями делают очень невысокий уровень шума среди аналогичных себе приводов. Их иногда называют малошумными или безвучными. Неограниченная ширина передачи дает прекрасную возможность создавать приводы у которых ширина до 1,8 метра, предающие очень существенные мощности. Если сопоставить с роликовыми или втулочными, то сложность конструкции, вес и цена подобных передач неоднократно выше. Это уменьшает их использование.

Фасоннозвенные цепи

Такой вид цепей делают методом фасонного литья или горячей штамповки из полосы горячекатаной. Крючковая разновидность имеет звенья, отформованные в виде единственной детали замысловатой формы. В зацепление звенья входят, если объединять их под угол около 60 о, а потом выравнивать. Штыревая версия собой представляет отлитую из высококовкого чугуна деталь с отверстием, в которое ставится штырь из стали и крепится шплинтом.

Такие приводы лимитированны в скорости (до трех метров/сек) и в передаваемой мощности, зато не просят трудных систем смазки и защиты от грязи. Нетребовательный привод повсеместно используется в сельхозмашинах, износившиеся звенья очень легко заменяются с использованием обыкновенного слесарного инструмента, в полевых условиях. Возможность ремонта фасоннозвенных цепей намного больше, чем у остальных типов.

  Токарно-винторезный станок 1Н65 характеристики, инструкция

Материал цепей

Все детали цепного механизма должны отлично противиться очень высоким статическим и ударным нагрузкам, и быть довольно устойчивыми к износу. Боковые пластины производят из очень прочных сплавов, они работают по большей части на растяжение. Оси, втулки, ролики, вкладыши и призматические детали создаются из очень прочных и отлично цементируемых сплавов. Цементация проходит на глубину до 1,5 мм и обеспечивает хорошую устойчивость к изнашиванию трением. После чего детали подвержены термической обработке закаливанием. Твердость доводится до 65 ед.

Зубчатые колеса производят из легированных сталей, также подвергающихся закалке до 60 ед.

Для передач небольшой скорости и мощности, при умеренных параметрах разгона и торможения используют ковкие чугуны.

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Для уменьшения шума и увеличения плавности хода при ограниченных мощностях применяют шестеренки из текстолита или прочных пластмасс. Используют также наплавку железных и нанесение покрытий на основе полимеров на детали и узлы, которые работают в агрессивной среде.

Геометрические и кинематические параметры цепной передачи

Основным важным критерием цепной передачи служит наг цепи t. Он равён расстоянию между центрами шарниров 2-ух соседних звеньев. С увеличением шага растет предаваемая мощность, но уменьшается мягкий ход.

Следующий по важности параметр- число зубьев Zведущ на ведомом и Zведом на ведущем валу.

Диаметр делительной окружности вычисляется:

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

По хорде этой окружности берут значение шага для зубчатого колеса.

Расстояние a между ведущей и ведомой осями привода подбирают в границах от 30 до 50 шагов t/ На практике, при этом обеспечивается самый большой ресурс привода.

Число шагов цепи вычисляется по формуле:

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

передаточное число рассчитывается по формуле:

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Кол-во зубцов меньшей звездочки получают из следующего выражения:

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

Необходимо понимать, что передаточное отношение не положено считать равным отношению

Цепная передача виды, устройство, расчет, достоинства и недостатки

В рамках одного оборота зубчатого колеса передаточное отношение может меняться. Из-за этой причины думают о среднем значении частоты вращения.

Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.