В сообщениях о походах арабских войск об этом упоминается много раз.
То отмечается устроенная здешним правителем встреча, в которой принимали участие музыканты и танцоры, то говорится о захвате в плен музыкантши, находившейся в обозе среднеазиатского владетеля. Но особо показательно, что халиф Валид I настойчиво требовал от хорасанского наместника присылки в столицу тамошних музыкантов.
Приведенные сведения письменных источников находят яркое подтверждение в памятниках изобразительного искусства Средней Азии, а именно в основательной живописи и статуе. Упоминание источников о пиршествах прекрасно иллюстрируется в живописи Балалык-Тепе и Пенджикента. Ярко отражают памятники искусства образы музыкантов. Отметим прежде всего бесчисленные терракотовой плитки с фигурами музыкантов, среди них мы видим играющих на барабанах, флейтах, лютнях. В живописи Пенджикента есть изображения мужчин и женщин, играющих на лютнях, си — рынках, арфах. Кстати, если вас интересуют кавказские песни, переходите на сайт https://nigina.me/kavkazskie-pesni/
Можно разпознать инструмент типа бубна. Свойственны изображения групп музыкантов. В еще большей степени замечательна передача в живописи и деревянной статуе образа танцовщиц. Сделанные в дереве скульптуры последних — одни из лучших художественных произведений Пенджикента. На них, не обращая внимания на большие повреждения, мы и в настоящий момент различаем легкую полупрозрачную ткань платья, повязанного кушаком с длинными свешивающимися концами. Интересна деталь — шнуры с бубенцами, обвивающие их тела.
В живописи Пенджикента встречены сцены групповой пляски. Пляски, занимая безусловно значительное место в бытовых задачах и целях в качестве светского развлечения, являлись и ритуальным обрядом. Выше указывалось, что одна из групповых сцен пляски была открыта в храмовом помещении.
Еще более показательны изображения пляшущих женщин на стенках оссуариев, выполненные от руки в виде налепов. Небезынтересно подчеркнуть изображение на терракотовой плитке Пенджикента, сделанной в чисто жанровом стиле, сидящей (отдыхающей) танцовщицы, держащей в одной руке горловину бурдюка с вином, а в другой чашу. Сказанное делает понятным назначение которые обнаружены в индивидуальных раскопанных помещениях Пенджикента специализированных возвышений, занимавших большую часть их площади. Это эстрады, на которых показывали собственное искусство музыканты и танцоры.