Утилизация самолетов – создание самолетов. Круг замыкается
Проблема утилизации самолетов нового типа появилась не так давно. Десятки тысяч лайнеров, бомбардировщиков, транспортников и истребителей без движения застыли в ангарах, на оснащенные стоянках и закинутых аэродромах. Какие-нибудь из них являются уникальными изделиями эпохи НТР, прочие – машинами намного проще; но каждый самолет сделан из стали, алюминия и титана, начинен электронной радиоаппаратурой, облицован пластиком.
Размеры данной трудности не лимитированны какими бы то ни было региональными границами. С ней встретились все развитые страны. Решение о выводе самолетов из эксплуатации во многих государствах не считаются однозначными. К примеру, в Америке большинство самолетов, эмитированных после Второй мировой, содержатся в законсервированном состоянии; большинство из них готовы к работе. Европейские правительственные органы пытаются выработать систему такого рода взаимоотношений с утилизирующими компаниями, которая бы делала переработку рентабельной всем участникам.
КНР, предвидя скорую смену теперешнего авиационного парка, вкладывает 2 млрд. долларов в строительство завода, способного за год перерабатывать 50 единиц техники.
Отечественные профессионалы и руководители отрасли расходятся в подборе пути применения самолетов выработавших собственный ресурс. Сотни единиц авиационной техники продолжают службу, не обращая внимания на крайнюю степень изношенности. Часть авиационных судов за минувшие годы была модернизирована: на них были заменены силовые агрегаты, обновлена электронная и программная начинка. Переоборудование, по большей части, коснулось военных самолетов. Пассажирский авиапарк, как не отвечающий нормам ЕЭС, с 2002 года подлежит полной утилизации.
Как происходит процесс
Самолет состоит из десятков тысяч элементов которые после списания машины подлежат утилизации. Большое количество из них подлежат
переработке: определенные материалы утилизируются при помощи автоматических комплексов, некоторые просят немалого количества ручного труда. Часть авиахлама отправляются на свалку насовсем. Какая-нибудь доля отходов на время складируется в ожидании появления подходящих технологий утилизации.
Описание технологии
Утилизация начинается в аэропорту стоянки или на базе хранения бронетехники. Для начала из систем самолета убирают:
- останки топлива, которое не получилось полностью слить с машины;
- технические жидкости, которые применялись в трактах охлаждения агрегатов –трансмиссионные масла, охладители, омыватели и проч.;
- взрывные устройства катапульт;
- технологичные электронные приборы – управления, сигнализации, связи и т.п.;
- пассажирское оборудование;
- пластиковые обшивки, накладки и и.п.;
- дополнительное технологическое оборудование – провода, силовые и передаточные устройства приводов шасси, элеронов, закрылков, рулей управления – сотен узлов.
Все снятое оборудование актируется и идет к месту уничтожения либо утилизации. Во Франции, к примеру, подавляющая часть аналогичных узлов реализуется с целью их повторного применения в остальных отраслях.
Оставшийся планер режется. В одних аэропортах данную операцию проводят при помощи ручной фортунки, в прочих применяют машины.
Известны взрывные технологии, превращающие самолет в пыль – их активно применяли при утилизации советской бронетехники в 90-е годы.
Оборудование
Последующая переработка индивидуальна для каждой группы материалов. Корпуса самолетов поступают в цеха фирм
Авивторресурса. Тут в процессе переплавки самолетного корпуса получают черные (25%) и разноцветные металлы (больше 70%).
Приборы, платы, радиоэлементы поступают для переработки на иное предприятие – Южно-Уральский специальный центра утилизации. Целью переработки считается извлечение меди, олова, серебра, золота и платины из деталей списанных компьютеров, навигационного оборудования, средств связи.
Останки аппаратуры сначала разбираются и рассортировываются ручным способом. На втором шаге в технологических линиях выполняется химическая переработка материалов.
Не обращая внимания на сложившийся сегодня большой технологичный уровень утилизации авиахлама, в ближайшей перспективе для ее выполнения понадобятся прочие технологии: взамен металла увеличивается удельный вес материалов на основе композитов, в приборах не применяются в таком количестве драгоценные металлы.
Материалы на композитной основе, которые состоят из армирующей карбоновой сетки и полиамидных (полистирольных) заполнителей в процессе утилизации подлежат растворению.
Польза для экологии
По мнению переработчиков отходов, утилизация самолетов в отрыве от процесса их создания экономически необоснованна. Цена материалов, извлекаемых с самолета, сравнима с расходами, которые нужны для его разборки:
- к брошенному на дальнем аэродроме самолету нужно доставить бригаду мастеров и оборудование;
- демонтаж оснастки лайнера не только трудоемок, но и соединен с соблюдением очень высоких норм санитарной безопасности выполнения работ, сбора, хранения и вывоза многих (часто ядовитых) материалов;
- последующая сортировка, логистика и переработка – также достаточно затратные мероприятия.
Но, это лишь вершина айсберга. По оценкам лидирующих мировых авиакорпораций, до середины тридцатых годов потребуется оновить около 35 тысяч лайнеров. На изготовление каждой машины требуется от 50 тонн металла, сотни килограмм полимерных материалов. При этом в отрасли списывается каждый год более 500 самолетов – те же тысячи тонн алюминия, никеля, стали и полимерных материалов.
Перед авиастроителями задача стоит: улучшить кругооборот материалов, превратив сферу производства и применения воздушного флота в закрытый цикл. На данное время промышленность благодаря применению вторсырья способна компенсировать 80% деталей изделий. Задача заключается в том, чтобы довести степень вторичного применения материалов до 100%.
Ответственные за переработку
В РФ два ведомства отвечают за переработку авиатехники: Минобороны и Министерство промышленности и торговли. Процедура списания техники, список оснований для его выполнения и порядок проведения, прописаны в директивных документах от 1989 года. По окончании ресурса корпуса или мотора компания принимает решение о дальнейшего использования/ремонте/уничтожении машины. Структура взаимоотношений сторон в ходе реализации и утилизации списанных средств устанавливается Постановлением Правительства от 21.12.2000 года № 995.
Устаревший трактор подлежит абсолютной разборки. Занимательная публикация про это для вас.
Государственные программы утилизации самолетов
Военным ведомством была разработана программа полного цикла жизни обслуживания самолетов. Она регламентирует работу изготовителей авиатехники на всех этапах – от производства до утилизации.
В текущем периоде на переработку 207 списанных единиц выделено 40 млн. рублей.
Минпромторг с целью стимуляции процесса изменения авиапарка разрабатывает систему компенсаторного возмещения расходов авиапредприятий по замене устаревших самолетов.
Лом металла из самолетов
Более 40 названий сплавов из алюминия, титана и стали реализуется обрабатывающим фирмам. От переработки каждого самолета получается получить до 10 тонн железосодержащих сплавов, 40 тонн цветных металлов, а еще драгоценых: 15 кг серебра, 0,7 кг золота и 0,16 кг платины.
(Пока оценок нет)