Штокмановское месторождение. Проект XXI столетия
Залежи полезных ископаемых, находящиеся на дне морей, составляют 50% газовых богатств России и четвертую часть нефтяных. Освоена лишь небольшая их часть. К примеру, знаменитая каспийская нефтегазовая кладовая едва вмещает 1% от всего объема. Если сравнивать с ней газовое месторождение емкостью 39 трлн. кубов смотрится супергигантом. Это – половина всех подводных газовых российских богатств. Собственно столько газа содержат недра мелководной пологой платформы Баренцева моря, называемой шельфом. При эксплуатировании месторождения профессионалы рассчитывают получать от него одновременно с сетевым газом 56 млн. тонн газового конденсата.
Залежи были разведаны в 1981 – 1988 годах. Их ожидаемая величина сначала оценивалась в 2,4 трлн. метров кубических газа. Пробное бурение было сделано с платформы, расположившейся в центральной точке шельфа на расстоянии 300 км от близлежащего берега о. Новая Земля.
Главные характеристики
На месторождении рассчитано установить 10 буровых самоходных платформ, оборудованных подводным добывающим оборудованием.
Процесс освоения разбит на этапы, по любому из которых плановый объем ежегодной добычи составляет: 24; 47; 71 млрд. кубов голубого топлива. В составе технологического комплекса предполагается создать:
- предприятие по сжижению газа с годовой работоспособностью 7,5 млн. тонн,
- портовое хозяйство.
Перемещение газа предполагается выполнять при помощи оборудования транспортного типа нескольких типов:
- магистрального трубопровода длиною 1365 км,
- 2-ух технологических газовых магистралей,
- судов-газовозов.
Строительные сроки и эксплуатационного ввода
Первое решение о пуске месторождения было принято в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Его разработку поручили российскому предприятию «Росшельф».
С 1995 по 2006 годы АО «Газпром» вел беседы с заграничными корпорациями о коллективной эксплуатации месторождения.
В 2006 – 2008 годах акцент переговоров сместился. Компания приступила к поиску партнеров, готовых принимать участие в строительстве и освоении промысла в качестве подрядчиков. По результатам подписанного соглашения появилось общество «Штокман Девелопмент АГ». Помимо российского предприятия вкладчиками выступили «Statoil» (Норвегия) и «Total» (Франция). К 2012 году общество деятельность не начало, срок договоренностей истек, проект приостановился.
В согласии с правительственными данными заводской пуск месторождения должен пройти в октябре – декабре 2016 года. Сопутствующие комплексы разной производственной сферы задумывают начать деятельность с декабря 2017 года.
Рабочий принцип
Добыча углеводородов выполняется с борта самоходной платформы корабельного типа. Для подъема газа со скважины в подводной части океана собираются технологичные комплексы, включающие:
- 4-ре донные плиты с буровыми отверстиями;
- райзеры – вертикальные глубинные гибкие магистрали из труб;
- среднеглубинные арки, фиксирующие постоянное положение райзеров;
- магистральные газопроводы;
- коммутационное оборудование.
В качестве главной технологичной идеи рассматривается подъем сырья с придонной территории на перерабатывающее судно, дальнейшую перевозку его на берег. На данное время планируются две взаимоисключающие друг друга технологичные цепочки, любая из них учитывает:
- Сепарацию конденсата и сетевого газа на борту плавающей платформы;
- Деление углеводородов на береговом заводе.
независимо от варианта первой обработки сырья, финальной готовой продукцией должен стать сжиженный газ.
Для этой цели в течение 2015 – 2016 годов в окрестности пос. Териберка должно вступить в строй предприятие, производящее сжиженный газ, наливной терминал и автотранспортная система трубопровода. Операционную деятельность предполагается предоставить экспортно-ориентированной корпорации. Цель ее деятельности – поставки газа потребителям Азии и Европы. Перевозка выполняется морским транспортом и через систему газовых магистралей
Характерности
К свойствам проекта первым делом относят сложность условий природы. Газодобывающему, перерабатывающему и транспортному оборудованию придется работать в условиях Арктики. Его трудоспособность станет подвергаться нагрузкам:
- обстановке свежего морского ветра с интервалом температур ?50 ? +33 °C;
- движению айсбергов массой в миллион тонн;
- действию штормов с волнением до 27 м.
Второе, проект разработки одной из мощнейших газовых скважин просит внедрения дорогих масштабных современных технологий. Вложения должны содержать долговременный характер. Предприятию предстоит держать конкуренцию с мобильными компаниями, оборачивающими в коротком периоде маленькие капиталы, помещенные в добычу сланцевого газа.
Третьей спецификой считается внедрение уникальных и самых разных технологий, предполагающих строительство грунтовых магистралей, морских райзеров, береговых перерабатывающих комплексов и эксплуатации специальных судов.
Не обращая внимания на то, что перспективы освоения проекта вызывают споры на различных уровнях, работы по подготовке не останавливаются. В 2014 году в районе Териберки была проложена автомобильная трасса, являющаяся частью инфраструктурного комплекса. В ближайших планах – строительство складских комплексов, объектов связи, ЖД ветви. Согласно расчетам экспертов, финансовая результативность от освоения мощностей и продажи газа с ШГКМ в течение 45 лет эксплуатации должна составить 600%. АО «Газпром» в течении всего подготовительного периода проводит постоянное стимулирование проектных разработок. Одним из мероприятий, которые направлены на увеличение привлекательности проекта, обязана стать интернациональная конференция, посвященная освоению шельфа в Баренцевом море.
Воздействие газодобычи на экологию региона
Технологическая неоднозначность проекта вызывает опасение экологов. В процессе его реализации планируются достаточно многоплановые влияния на природную систему. Среди них – глубинное бурение колодцев, подледное строительство газовых магистралей, промышленное освоение береговой зоны, прокладка путей сообщения, ЛЭП. Имеется в виду работа трубо-проводов большого давления, перемещение больших объемов углеводородов. Каждая операция тех. процесса сопряжена с риском аварийности. Во время строительства очень важно понимать проседание придонных поверхностей, возможное образование накоплений гидратов, появление иных техногенных сложностей.
И все же, существующая практика эксплуатации аналогичных комплексов показывает: закрытые процессы добычи углеводородов и их передачи на большие расстояния важного воздействия на экосистему не оказывают. Если, разумеется, соблюдены все технологичные и санитарные нормативы безопасности.
Сила ветра может презентовать нам силу электричества! Как? Прочтите в увлекательной публикации.
Лом металлов – ценное сырье. Как правильно с ним обращаться вы можете выяснить по https://greenologia.ru/othody/metally/lom-chuguna.html ссылке.
Проект разработки недр земли в условиях Арктики при помощи океанических производственно-транспортных комплексов настолько уникален, насколько трудоемок. Даже при шестикратной материальной привлекательности, он не отыскал полной безоговорочной поддержки среди вкладчиков. Эффективная освоение Штокмановского месторождения будет дополнительным актом празднования разума над природой. Но когда-то и оно иссякнет. Необходимость в освоении новых ресурсов поставит перед человеком еще более непростую задачу. Интрига состоит в решении задачи: в борьбе разума и природы, в конце концов, кто победит до недавнего времени?
(Пока оценок нет)