Передаточное число редуктора
Передаточное число редуктора – словосочетание, которое мало кого беспокоит до нужного момента. Большинство хозяев автомобиля нечасто интересуются, какие же передаточные числа в их автомобиле и не знают, что это такое и для чего необходима данная информация. Но необходимо понимать, чем лучше владелец автомобиля знает собственной автомобиль и правильно им пользуется, тем длительнее и стабильнее отслужит стальной конь.
Автолюбители спрашивают себя, как выяснить передаточное число редуктора, когда появляются проблемы с ним. Такая информация необходима в нескольких случаях:
- когда необходимо в корне изменить дефектный узел или заменить конкретную деталь;
- при замене узла на модель, отличающуюся от обычного, что особенно актуально для понимания того, как поведет себя автомобиль после замены.
Есть некоторые рекомендации, выполняя которые можно своими силами разобраться в работе и строении редуктора и правильно определить его параметры.
Общее обозначение
Редуктор, как конструкционный компонент, используется в множестве механизмов. Это технический узел, нужный для корректировки частоты вращения при передаче движения. Открытие и распространение редукторов случилось во время развития двигателей различного типа. Это можно объяснить тем, что возникла необходимость превращать высокую оборотную скорость в усилие крутящего момента, либо же наоборот. Для разных целей есть очень много вариантов редукторов, их подбор играет важнейшую роль для хорошего функционирования механизмов.
Передаточное число – это ключевой показатель, который определяет разные модели редукторов. Оно зависит от типа, показателей и ступенек шестерен.
Передаточное отношение редуктора отмечается мультипликатором, который говорит о типе механизма: понижающий он, или понижающий. Уменьшающие передаточные редукторы имеют мультипликатор больше 1, редуктор с передаточным числом менее 1 именуется повышающим.
В автомобилях редуктора применяются для перенаправления силового импульса на колеса с коробки передач, причем всегда частота вращения уменьшается. Передаточное число — критерий того, во сколько раз скорость станет меньше. Если передаточное число равняется 4 — это значит, что вращающий момент, передающийся с редуктора на ось, в 4 раза меньше, чем частота вращения трансмиссии.
В большинстве случаев подобный механизм ставится на ведущую ось, если автомобиль считается полноприводным, то ставятся два, по одному на каждую ось.
Редуктор не всегда должен строго подходить установленным фабричным показателям, в большинстве случаев при неисправности можно поменять на новый узел с небольшим или большим передаточным числом. Как проверить, какой механизм подойдёт? В большинстве случаев разрешено делать замену на модели, в которых номинальное передаточное число отличительны не больше чем на 0,5 в большую или меньшую сторону. Если взять, например, редукторы автомобилей ВАЗ, есть возможность ставить 4 модели. Исходя из этого скорость работы редуктора уменьшается при увеличении передаточного числа.
По этому скорость автомобиля зависит от скорости работы редуктора, и при помощи замены этого узла можно создать свой автомобиль более шустрым, к примеру, поставив узел с передаточным числом 20.
Если автомобиль применяется для грузоперевозок, езды по пересеченной местности, рекомендуется ставить модель с более невысоким передаточным числом. Это добавит мощности на ось, не обращая внимания на уменьшение скорости.
При замене узла на модель с большим или меньшим числом, нужно побеспокоится о хорошей работе спидометра. Так как достаточно часто он начинает демонстрировать некорректные критерии. Необходимо либо заменить тросик, при серьезном сбое, либо просто настроить спидометр.
Что необычайно, при замене редуктора, снять устаревший и установить новый это очень простое, труднее всего все по правилам настроить и настроить, чтобы общее передаточное число соответствовало желаемым характеристикам. Если это не получится, то даже наиболее качественный редуктор может быстро поломаться.
Способы определения
Есть несколько вариантов, как определить передаточное число редуктора:
Первый, самый простой, способ – теоретический. В большинстве случаев, для того, чтобы выяснить нужную информацию, необходимо просто заглянуть в инструкцию автомобиля, где указаны детальные таблицы. Большинство авто содержат такую информацию в Vin-номере, где она зашифрована, но ее легко выяснить. Машины отечественного производства в большинстве случаев имеют типовый набор стандартных моделей редукторов. Это существенно облегчает процесс замены.
Другое дела, когда нужно заменить только отдельную часть узла. В большинстве случаев, когда автомобиль сменил нескольких хозяев, неизвестно сколько раз редуктор заменялся и какая модель вмонтирована в этот момент. Сделать это часто очень просто, так как нужную информацию пытаются нанести на места, наиболее комфортные для просмотра.
Фактический способ определения передаточного числа редуктора достаточно сложный и просит прямого вмешательства в механизм автомобиля. Разберем детальную пошаговую инструкцию:
- Первое, что необходимо сделать, это выяснить какая модель размещена на вашей машине. Есть несколько типов, которые отличительны в зависимости от типа передачи зацепления, бывают зубчатые, цепные, винтообразные, гипоидные, волновые и фракционные. Передаточное число во всяком случае считается как отношение частоты вращения ведомого и ведущего вала. Если указанные выше данные известны, понадобится обратиться к разбору узла.
- Необходимо отсоединить редуктор от корпуса и сопутствующих узлов и открыть крышку, чтобы иметь обзор конструктивных компонентов. При помощи подобных действий можно точно выяснить, от какого элемента редуктора стоит отталкиваться при расчитывании.
- После сделать расчет передаточного числа исходя из типа узла. Если передача зубчатая, то сделать расчет очень легко, в данном случае расчетный критерий равняется отношению количества зубьев ведомой шестерни к зубьяv ведущей. Необходимо просто сосчитать указанные параметры.
- Если передача ременная, подсчет происходит путем соотношения диаметра ведущего шкива к ведомому, либо наоборот. Расчет всегда проводиться от большего числа. При цепной передачи, необходимо сосчитать кол-во зубьев ведущей и ведомой звезды, и высчитать соотношение большей к меньшей. При передаче червячным методом, считается кол-во заходов на червяке и зубья на червячном колесе, после этого рассчитывается отношение второго полученного числа к первому.
Расчетный способ измерения передаточного числа заднего редуктора состоит в фиксации частоты вращения двоих валов.
Для этого необходимо применять специализированный прибор для измерений – тахометр, благодаря которому меряется частота вращения приводного вала мотора и вала, приводящего в движение колеса. Соотношение первого критерия к второму поможет точно определить передаточное число.
Разрешено делать это легче, посчитав вращающий момент редуктора при помощи вращения колеса. Ведущую ось необходимо поднять на опорах. Крепится изначальное положение колеса и ведущего вала, сделать это можно при помощи обычных меток. После стоит вращать колеса, пока метки не совпадут и подсчитать отдельно численность оборотов вала и колеса. Под эти цели правильно воспользоваться чьей-либо помощью.
После сбора всей соответствующей информации необходимо разделить число оборотов ведущего вала на кол-во вращений колеса. Дабы получить точный результат, необходимо тщательно отнестись к каждому этапу процедуры, так как даже малейшая погрешность в измерении может критично оказать влияние на итоговый результат.
Типы редукторов
Все разновидности устроены по схожему принципу, разница заключается только в типе зубчатой передачи. Очень часто встречаются цилиндрические, конусообразные, глобоидные, комбинированные, червячные и планетарные, но сейчас конструктора прибегают к комбинированным конструкциям, что дает возможность соединить преимущества нескольких типов.
Конструкция различных типов дают возможность передавать усилие между узлами, которые находятся в самых разнообразных площадях, будут они перпендикулярные (конусообразный редуктор), параллельные (цилиндрический) или пересекающиеся валы (червячные).
Диапазон передаточного числа может разнится от в несколько единиц до нескольких тысяч, что зависит от численности ступенек. В настоящий момент самые популярные механизмы, при их производстве применяются нескольких ступенек. Это дает возможность сочетать несколько типов передач и достичь очень эффективной работы. Рассмотрим главные типы.
Цилиндрический редуктор
Очень распространенные при разрабатывании и производстве машин разного назначения. Хорошо выполняют собственные функции во время работы с сильными установками, при этом показывают большой коэффициэнт полезного действия, превышающий 90 %. Очень часто применяется при работе параллельных и сносных валов. Может использоваться с самым разнообразным количеством ступенек, от них зависит передаточное число, оно колеблется от 1,5 до 400.
Червячный редуктор
Имеют довольно обычную конструкцию, благодаря чему обрели большую популярность. Одним из достоинств также считается низкая цена если сравнивать с подобиями. Кол-во ступенек в большинстве случаев исчерпывается одной или 2-мя. При этом диапазон передаточного числа червячного редуктора может быть в диапазоне от 5 до 10000, которую можно высчитать по специализированной формуле. Минусом данного типа считается невысокий КПД и небольшие мощности силовых установок, с которыми он функционирует. Состоит из зубчатого колеса и цилиндрического, реже глобоидного, червяка в виде винта.
Планетарный редуктор
Особенный вид, который прекрасно выделяется от заменителей, имея ряд плюсов. Из-за чего обрел большое распространение в тяжёлом автомобилестроении. Конструкция данной модели дает возможность добиться большого передаточного числа во время работы с мощнейшими силовыми установками. При этом его габариты могут быть существенно меньшими, чем размеры заменителей. Механизм назван планетарным, из-за нестандартного расположения конструкционных компонентов, к которым относятся: сателлиты, водило, солнечная и кольцевая шестерни.
Передача усилия происходит через вал на солнечную шестерню, которая расположена в зацепе со всеми сателлитами. В данное время кольцевая шестерня находится в статичном положении. Модель выделяется большим коэффициентом полезного действия, и работой в диапазоне передаточного числа от 6 до 450.
Выбор типа узла всегда базируется на конструкционных требованиях к механизму, при этом выбором модели должен заниматься профессиональный конструктор. Первое что необходимо определить — какой передача необходим, хороший размер механизма, высчитать осевые нагрузи на валах и режим температур работы.
От численности ступенек подобранного механизма зависит передаточное отношение. Одноступенчатые используются для выполнения обычных функций, в большинстве случаев это червячный вид. В настоящий момент чаще можно повстречать комбинированные типы передач, что дает возможность существенно увеличить функционал узла.
В качестве входных и выходных валов используются обычные прямые валы, сделаны в форме тел вращения. От их качества зависит качество работы всего механизма, так как на них работают много внешних нагрузок разных типов.
Эксплуатационный срок нечасто зависит от типа и изготовителя. Первым делом влияет на это качественный выбор модели, монтаж и эксплуатационное обслуживание.
Чрезвычайно важно вовремя менять сальники и масло. Частые меры по профилактике обеспечивают постоянную работу и обезопасят от внезапных неполадок. Для контроля уровня масла есть специализированное смотровое окно, что дает возможность своевременно пополнять нужный объем.
В общем, собственными силами высчитать передаточное число, выбрать подходящую модель и провести замену (ремонт) редуктора не требует большого труда. Главное исполнять советы мастеров и технические инструкции, указанные изготовителем.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.