Модуль зубьев зубчатого колеса
Зубчатая передача первый раз была освоена человеком в глубокой античности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Сначала зубчатые передачи имели по шесть зубьев — отсюда и появилось название «шестерня». За многие тысячелетия тех. прогресса передача неоднократно усовершенствовалась, и на данный момент они используются буквально в каждом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подлодки. Применяются они тоже в любом станке и механизме, более всего шестеренок применяется в механических часах.
Что такое модуль зубчатого колеса
Современные шестерни далеко ушли от своих древесных шестизубых прадедов, изготавливаемых механиками при помощи воображения и мерной веревочки. Конструкция передач гораздо усложнилась, тысячекратно возросли частота вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. Поэтому усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку определяет несколько ключевых показателей
- диаметр;
- число зубьев;
- шаг;
- высота зубца;
- и некоторые прочие.
Одним из очень многофункциональных параметров считается модуль зубчатого колеса. Есть для подвида — ключевой и торцевой.
В большинстве расчетов применяется ключевой. Он рассчитывается касательно к делительной окружности и служит одним из очень важных показателей.
Для расчета данного параметра используют следующие формулы:
Параметры зубчатых колес
Модуль зубчатого колеса можно высчитать и так:
где h — высота зубца.
где De — диаметр окружности выступов,а z — число зубьев.
Что такое модуль шестерни?
это многофункциональная характеристика зубчатого колеса, связывающая вместе такие его самые важные параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, которые связаны с конструированием систем передач.
Формула расчета показателей прямозубой передачи
Чтобы узнать параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые первичные вычисления. Длина начальной окружности равна ??D, где D — ее диаметр.
Расчет модуля зубчатого колеса
Шаг зацепления t – это расстояние между соседними зубами, измеренное по начальной окружности. Если это расстояние помножить на число зубов z, то мы обязаны получить ее длину:
проведя переустройство, получаем:
Если поделить шаг на число пи, мы получаем показатель, постоянный для этой детали зубчатой передачи. Он и именуется модулем зацепления m.
размерность модуля шестерни — миллиметры. Если подставить его в предыдущее выражение, то выйдет:
сделав переустройство, находим:
Отсюда вытекает физический смысл модуля зацепления: он собой представляет длину дуги начальной окружности, подобающей одному зубцу колеса. Диаметр окружности выступов De выходит равным
где h’- высота головки.
Высоту головки уподобляют к m:
Проведя математические изменения с подстановкой, получаем:
Диаметр окружности впадин Di отвечает De за вычетом 2-ух высот основания зубца:
где h“- высота ножки зубца.
Для колес цилиндрического типа h“ уподобляют к значению в 1,25m:
Устройство зубчатого колеса
Сделав подстановку в правой части равенства, имеем:
что отвечает формуле:
и если выполнить подстановку, то получаем:
Говоря по другому, головка и ножка зубца относятся друг к другу по высоте как 1:1,25.
Следующий значимый размер, толщину зубца s принимают примерно равной:
- для отлитых зубцов: 1,53m:
- для сделанных благодаря фрезеровке-1,57m, или 0,5?t
Потому как шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, приобретаем формулы для ширины впадины
- для отлитых зубцов: sв=?m-1,53m=1,61m:
- для сделанных благодаря фрезеровке- sв= ?m-1,57m = 1,57m
Особенности конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:
- усилия, прикладываемые к детали при эксплуатировании;
- конфигурация деталей, взаимодействующих с ней.
Подробные методики исчисления таких параметров приводятся в подобных ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и прочих. Модуль шестерни повсеместно применяется и в них как один из ключевых показателей.
Для отображения шестеренок методами инженерной графики применяются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных параметров можно найти значения параметров, рассчитаные для стандартных размеров зубчатых колес.
Исходники и обмеры
В работе перед инженерами часто становится задача определения модуля по настоящему существующей шестерни для ее ремонта либо замены. При этом бывает и так, что конструкторской документации на данную деталь, как и на весь механизм, в который она входит, выявить не получается.
Довольно обычный метод — метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пытаются обкатать вокруг. Если пара пришла в зацепление — значит их шаг сходится. Если нет — продолжают выбор. Для косозубой подбирают подходящую по шагу фрезу.
Такой эмпирический метод хорошо срабатывает для зубчатых колес малых размеров.
Для больших, весящих десятки, а то и сотни килограмм, этот способ физически нереализуем.
Результаты расчетов
Для очень крупных понадобятся измерения и вычисления.
Как понятно, модуль равён диаметру окружности выступов, отнесенному к числу зубов плюс два:
Очередность действий следующая:
- померять диаметр штангенциркулем;
- посчитать зубцы;
- поделить диаметр на z+2;
- округлить результат до близлежащего целого числа.
Зубец колеса и его параметры
Этот способ подойдет как для прямозубых колес, так же и для косозубых.
Расчет показателей колеса и шестерни косозубой передачи
Расчетные формулы для самых важных параметров шестерни косозубой передачи совпадают с формулами для прямозубой. Значительные различия появляются лишь при прочностных расчетах.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.