Как снять стопорное кольцо: технология и инструмент
Стопорные кольца повсеместно используются в конструкциях довольно различных механизмов, чтобы закрепить вал, шток, ось вращения или подшипник. Они используются в водопроводных вентилях ив коробках передач, в судовых редукторах и в космических станциях. Если требуется заменить или отремонтировать узел механизма, кольцо требуется снять. Для этого служат сложные инструменты — кольцесъемники.
Что такое стопорное кольцо
Из-за похожего названия и формы кольца многие путают стопорное кольцо со стопорной шайбой. Не обращая внимания на похожесть названия и внешнего вида, у них принципиально различные функции. Стопорная шайба фиксирует крепёжное соединение в виде резьбы, предотвращая круговое движение гайки или головки болта. Стопорное кольцевое крепление мешает осевому перемещению подшипника, вала, оси вращения или иного конструктивного элемента.
Стопорные кольца производят из особо качественной пружинной стали, оно имеет неширокий сквозной разрез и две площадки по его краешкам, которые называют ушками. В площадках проделаны отверстия, взяв за которые, разрез можно уменьшать или наращивать. При этом меняется длина окружности изделия. На деталях механизма, которые следует закрепить от осевого перемещения, протачивают или фрезеруют неширокий пал, чуть шире высоты кольца. Кольцо в сжатом или растянутом состоянии заводят в паз и отпускают. Деталь сжимается, охватывая вал, или разжимается, фиксируя подшипник в отверстии. Чтобы снять крепление, требуется также разжать или свести ушки.
Кольцевые стопорные крепления повсеместно применяются во всех ветвях автомобилестроения, от часового производства до горно-обогатительной техники, от бумагоделательных машин до велосипедов, от техники для дома до космических кораблей.
Виды стопорных колец
Есть два ключевых вида стопорных кольцевых соединений:
- Внутренние. Служат для фиксирования деталей в середине отверстий. Применяются при креплении подшипников. Ушки выступают вовнутрь. Для установки их необходимо сжать, чтобы длина внешней окружности уменьшилась, завести деталь во внутренний паз и выпустить ушки. Деталь распрямится и частично попадет в паз, а частично будет выступать из него. Эта выступающая часть и не даст подшипнику, упирающемуся в нее, перемещаться в осевом направлении. Чтобы снять крепление, ушки необходимо развести.
- Наружные. Используются для крепления деталей на валах, осях, штоках. Одеваются на вал с наружной стороны, ушки выступают на внешнюю сторону изделия, разрез между ними самый маленький. Для монтажа ушки раздвигают, длина внутренней окружности изделия возрастает, и его можно одеть на вал или ось, подвести в проточенному пазу. После чего ушки отпускают, деталь под воздействием сил упругости сжимается, плотно садится в паз, оставляя с наружной стороны кольцевой бортик. Он и не даст детали передвигаться в осевом направлении. Чтобы снять подобную деталь, ушки сводят вместе.
Стопорные кольца отличаются также по размерам, толщине, усилию деформации, металлу, из которых они сделаны.
В технике порой используются стопорные кольца без отверстий и ушек. Они собой представляют просто неполный виток пружинной проволки, расположенный в пазе вала или отверстия.
Подобные конструкции используются в малонагруженных узлах с маленькими осевыми нагрузками, например, как приводы стартера или крепление стекла прибора для определения величины давления.
Виды съемников стопорных колец
Для того, чтобы устанавливать и демонтировать стопорные кольцевые крепления, инженеры разработали много моделей съемников различного типа. Всех их соединяют воедино общие конструкционные элементы:
- рукояти, соединенные шарниром;
- работающие продолжением рукояток по оборотную сторону шарнира органы работы, или губки.
Конструктивно отличаются два главных вида кольцесъемников:
- Для внешних креплений. При сведении рукояток губки будут расходиться, растягивая деталь и делая больше длину внутренней окружности.
- Для внутренних креплений. При сведении рукояток губки будут собираться, сжимая деталь и делая меньше его внешний диаметр.
Есть и многофункциональные съемники, рабочий режим которых можно подбирать рычажком-селектором. Некоторые устройства оборудуются дополнительными функциями: винтовым ходом, фиксатором в растянутом или сжатом состоянии, редукторными шарнирными механизмами и т.п.
Характеристики съемников стопорных колец
Для того, чтобы смотреть во всем разнообразии моделей кольцесъемников, предлагаемых отечественными и заграничными изготовителями, желательно знать важные параметры, характеризующие данные устройства. К ним относится:
- Длина губок. Такой параметр определяет способность съемника работать с креплениями, находящимися в впадинах и прочих сложнодоступных местах. Необходимо не забывать, что с удлинением губок, по закону рычага, уменьшается усилие сжатия (при равном усилии на рукоятках)
- Длина рукояток. Оказывает влияние на удобство использования и на максимальное усилие сжатия или разведения ушек.
- Форма наконечников. Применяются как прямые, так и загнутые под определенным углом (от 0 до 90°). Прямые дают возможность развивать большее усилие, загнутые удобнее во время работы в впадинах.
- Диаметр наконечников. Должен быть если есть возможность ближе к диаметру отверстий в ушках. Очень толстый наконечник просто не пройдёт в отверстие, а очень тонкий скорее всего не выдержит нагрузки и поломаться. Более того с тонких наконечников кольцо может соскользнуть.
- Обратный отгиб наконечников. Применяется на внешних съемниках, для разжимания ушек. Отгиб увеличивает надежность удержания кольца.
Такие характеристики съемников для стопорных колец актуальны для классических конструкций. На рынке предлагаются многофункциональные съемники. У них наконечники губок сделаны снимающимися, их можно быстро снять и поменять на иную, намного лучшую к такому случаю пару. Селектором переключаются режимы разжатие/сжатие, дополнительный шарнир дает возможность менять наклонный угол губок от 0 до 90°.
Многие модели снабжены ограничителем усилия. Это дает возможность настраивать максимальное усилие разжатия или сжатия, не давая повредить тонкие кольца.
Во время использования многофункциональных съемников нужно быть внимательным при подборе наконечников. Допускается применять лишь те наконечники, которые сделаны тем же производителем либо указаны им в качестве совместимых.
Решительно недопустимо совместное применение наконечников из различных пар, выделяющихся по длине, наклонному углу или обратному изгибу. Это приведет к повреждению устройства. Другое неприятно последствие- деталь крепежа может сорваться с губок и отправиться в сумасбродный полет. Потому как металл при сжатии или разжатии запасает очень много энергии, возможно повреждение оборудования мастерской или нанесение серьезные травмы людям.
Во время работы с кольцевыми креплениями и съемниками в первую очередь применение средств индивидуальной защиты — небьющихся рабочих очков (лицевого щитка) и защитных перчаток.
Снятие стопорных колец
Снятие стопорных разрезных шайб проходит 2-мя ключевыми методами:
- С частичной разборкой ключевого механизма. При этом узел, который содержит кольцо, убирается. Он крепится в тисках или другом зажимном приспособлении на столе для работы, и снимать деталь можно в хороших условиях тёплой и отлично освещенной мастерской.
- Без частичной разборки. Удел, подлежащий ремонту, не убирается, его разборка и замена деталей происходит в менее хороших условиях, зачатую на чистом воздухе.
В обоих случаях снять стопорную деталь лучше с применением специализированных съемников, соответствующих типу и размеру стопорного крепления.
Если же их по каким- либо причинам нет рядом, умельцы приспосабливают тот или другой многоцелевой инструмент или дорабатывают его, изготавливая съемник собственными руками. Подобный подход оправдывается, если требуется немедленно снять одно или два кольца. При больших рабочих объемах съемники фабричного производства показывают собственное превосходство по целому ряду признаков:
- крепость;
- надежность;
- удобство и скорость работы;
- безопасность.
Квалифицированные мастера сформулировали ряд советов, как снять стопорную шайбу со ступичного подшипника передней подвески:
- Стойка снимается с автомобиля и зажимается в тиски.
- Молотком выбивается ступица.
- Легкими постукиваниями малого молотка по бортику внутреннего стопорного кольца ослабляется его контакт с пазом.
- Дальше подходящим по типу и размеру кольцесъемником необходимо снять кольцевое крепление. При отсутствии штатного инструмента некоторые умельцы ухитряются снять стопор 2-мя тонкими отвертками.
- После выпрессовки и замены подшипника необходимо проверить его положение: передний торец должен быть на уровне дальней стенки паза для установки стопорной детали.
- Съемником сжимается кольцо и подносится к пазу. После сочетания по периметру рукояти постепенно ослабляются, и деталь становится на место.
Советы, как снять задний ступичный подшипник, и его стопорное кольцо, смотрятся так:
- Открутить колесо и тормозной барабан.
- Плоской отверткой осторожно поддеть и снять сальник.
- Кольцо снять с диаметра внутри подходящим по размерам и типу съемником.
- Снять внутреннюю обойму подшипника.
- Выбить внешнюю обойму легкими постукиваниями по бородку и снять ее.
После смазки либо замены подшипника собрать узел в обратном порядке.
Главные способы снятия стопорных колец
Механики выделяют три ключевых метода установки стопорных креплений:
- Ручной. Наиболее популярный в быту.
- Механический. Для того, чтобы поставить внешнее кольцо, применяется установочный конус, равный по диаметру валу и отцентрованный по нему. Специализированным толкателем деталь двигается по конусу к месту установки, соскальзывая с конуса в паз.
- Автоматизированный. При массовом производстве на автоматических линиях детали ставят гидравлическими или пневматическими приводами.
Среди мастеров популярно очень много вариантов, как снять стопорные кольца без инструмента, именно для этого предназначенного. В ход идут шила, гвозди, тонкие крестовые отвертки и остальные подручные средства.
Чтобы снять стопорные кольца без съемника, можно изменить обыкновенные острогубцы.
Их концы обтачивают под цилиндр, с диаметром, немного поменьше отверстия в ушках.
Модифицируют и пассатижи, в боковых поверхностях губок, у самого конца сверят отверстия, в которые вставляют отрезки закаленного прутка нужного диаметра. Именно так разрезную стопорную шайбу можно как снять, так и поставить обратно.
Часто появляется вопрос: как снять стопорные кольца без ушек? Для этого понадобится две отвертки. Одной следует разжимать стопор в его разрезе таким образом, чтобы его диаметр чуть-чуть возрос, и оно частично вышло из паза. Второй отверткой необходимо подхватить один из кончиков кольца и вынять его на поверхность вала. Первой отверткой необходимо подхватить этот конец, не давая ему соскользнуть назад в паз. Второй отверткой необходимо провести по пазу, чтобы вынять из него часть которая осталась стопорной шайбы.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.