Правильный выбор сигнализации
Дискутировать с необходимостью защиты автомобиля от угона навряд ли кто будет – чрезмерно многим уже доводилось с этим сталкиваться. Иное дело, что комбинирование «мне бы дешевле» (причем двойное – и за сигнализацию, и за ее установку) стало причиной того, что много адептов бьют себя в грудь, говоря, мол-де «никакая сигнализация от угона не сможет защитить». В самой логике данной фразы спрятана большая ошибка, указывающая на непонимание самого принципа противодействия угону как таковому: ни одно противоугонное устройство не сможет защитить от угона, если уж так разбираться. Его функция – затруднить угон настолько, чтобы он стал для угонщика не имеющим смысла.
На моей практике был фактически анекдотичный случай – стабильно раз на протяжении недели к нам завозили серебристый полноприводный Renault Duster, который утром отказывался заводиться со штатного ключа. В любых ситуациях в памяти иммобилайзера оказывался прописан лишь один чип, что сразу подталкивало к мысли о попытке угона. И, на самом деле, при пристальном осмотре можно было заметить следы влияния на замок зажигания. Первую машину спас замок на КПП, у второй, на счастье, правильно подключили блокировку запуска… но окончилась эта история собственно возникновением в местной преступной хронике рассказа об успешном угоне машины поймите какой марки и цвета. Мораль объяснима – чем актуальнее автомобиль, тем в действительности легче его обезопасить от угона – у злоумышленника будет широкий выбор, чтобы не связываться с проблемным автомобилем.
Сегодня мы попытаемся разобраться, на что на самом деле необходимо смотреть, подбирая сигнализацию, первым делом смотря на защитный функционал, и лишь потом – на гарантийный.
Метод валидации
Термин «валидация» касательно к охранным устройствам означает способ, благодаря которому хозяин доказывает собственное право доступа в автомобиль и запуска мотора, говоря по другому – способ, каким он выключает режим охраны.
Радиобрелок
Самый неоспоримый способ – это радиобрелок. Исторически очень популярный диапазон работы сигнализаций – 433 МГц, но, чем крупнее ваш город, тем меньше стоит его советовать. Причина очень простая – этот диапазон уже заполнен большим количеством маломощных устройств, создающих, но все таки, шумовой поток, порой сопоставимый с серьезным джаммером (в просторечии – «глушилкой». Возможно, кто-то уже сталкивался с тем, что его машина настойчиво отказывалась открываться на стоянке магазина – сигнал от брелока просто не мог пробиться через фон. По этому населению больших городов, подбирая автосигнализацию с радиобрелком, необходимо брать во внимание данный момент.
Выхода из ситуации сейчас два. Можно использовать очень узкие каналы связи – чем меньше ширина канала, тем меньше через него пройдёт помех, и тем легче процедить сигнал. Так, к примеру, поступает StarLine в собственной бюджетной серии – в ней все также применяется 433-мегагерцевый диапазон, но узкоканальный приемопередатчик обеспечивает неплохую избирательность.
Другой вариант – это смена частотного диапазона вообще. Это, кстати, осложнит и работу угонщика – считать кодовые посылки граббером, рассчитанным на 433 МГц, будет просто нельзя. Пионером на рынке России в данном плане стал отечественный разработчик – AlarmTrade с их системами Pandora, которые в настоящий момент работают уже и в гигагерцевых диапазонах. Это же начинают использовать уже и большие азиатские изготовители – к примеру, современные сигнализации Tomahawk работают на частоте 868 МГц.
Любой радиопротокол, естественно, должен быть защищен. Еще совсем недавно он был уязвимым местом любой сигнализации – требования к энергетические эффективности просто не давали применять и в сигнализациях, и тем более в брелоках очень и очень мощные процессоры, доводилось усложнять вскрытие кода обходными методами. Получалось не всегда – особенно отметилась в данном плане серия Scher-Khan Logicar, которая хронически переставала реагировать на штатный брелок, теряя с ним синхронизацию, однако для угонщиков никакой проблемы не представляла как правило (думаю, вы уже знаете, какая сигнализация стояла на первой машине в истории из вступления).
Впрочем, современная электроника таки дала очень и очень мощные и при этом энергоэффективные решения. Из-за этого стала потенциальной реализация единственного метода, обеспечивающего в настоящий момент защиту от интеллектуального взлома – диалогового кода с шифрованием AES. Принцип диалогового кода построен на том, что в каждом сеансе связи «брелок-сигнализация» каждая команда должна подтверждаться запросом от центрального блока, и исключительно при правильном ответе она будет сделана.
С самого начала у нас на рынке аналогичным могли похвалиться только Magic Systems (собственно, изобретатели принципа), StarLine и Pandora, однако сейчас диалоговый код используют и в множества прочих системах – к примеру, сигнализации KGB перешли на него в 2013 году.
Шифрование AES же сейчас считается нереверсируемым, другими словами определить кодовую посылку можно лищь методом перебора. Очень короткий из применяемых в сигнализациях вариантов – это AES128 со 128-битным ключом, который уже обеспечивает… Хм… Как именуется число с 38 нулями?
Но в сигнализациях высокого класса используются и более непростые ключи – к примеру, важная линейка сигнализаций Pandora уже частично перешла на AES256, и, боюсь, уже не далеко возникновение и AES512.
Но радиобрелок – это не только один способ валидации. Очень часто разработчики вообще отказываются от них, чтобы увеличить безопасность системы.
GSM-сигнализации
Первый вариант, все больше завоевывающий востребовательность – это GSM-сигнализации (телематические системы). В первые из них управление сигнализацией осуществлялось через отправку SMS или звонок, что было не слишком удобно. В настоящий момент, с распространением сетей высокоростного мобильного интернета, очень часто к сигнализациям позволяется и интернет-доступ через сайт изготовителя или выпущенное им мобильное приложение для смартфонов. На данный вариант перешли уже все «киты» нашего рынка, однако хозяевам смартфонов на Windows Phone нужно будет выбирать между GSM-сигнализацией StarLine и StarLine: другие изготовители приложений для такой платформы не выпускали.
Носимые метки
Другой вариант валидации – это носимые метки, активно внедряемые в системах Pandora. Эта компания успела даже выпустить свои смарт-часы RW-04 и RW-71, работающие одновременно и как метка сигнализации. Важное преимущество радиометок в том, что они почти что не «светятся» в окружающем эфире – с точки зрения угонщика, автовладелец пользуется только штатным радиоключом, впрочем, стоит ему вскрыть автомобиль, как не обнаружившая метку система включает тревогу и блокирует пуск.
В качестве метки может применяться и смартфон – сигнализации с поддержкой Bluetooth представляют подобную возможность. Но это быстрее нужно считать рекламным ходом, тем более учитывая скорость, с какой современные смартфоны высаживают аккумуляторы.
Зоны охраны
Данный термин предполагает события, которые определенно приводят к включению режима волнения и срабатыванию блокировок. Традиционный набор – это открытие дверей/капота/багажника, разбитие стекол (измеритель удара), включение зажигания. Однако данный набор не назовешь достаточным: к примеру, колеса с машины можно будет снять спокойно.
Прекраснее всего подбирать автосигнализацию с вмонтированным или внешним акселерометром — сейчас это must have для сигнализации. Акселерометр, он же измеритель наклона/качения, срабатывает при критических скоростях или величинах перемещения автомобиля по какой-нибудь оси – так что при попытке поддомкратить машину или отбуксировать ее сработает тревога. Между прочим, такие датчики помогают решить еще одну проблематику, с которой часто доводится встречаться монтажникам – большинство клиентов жалуются на малоэффективную работу датчика удара после легких дворовых ДТП с «притиранием» стоящего на охране автомобиля. А дело все в том, что измеритель удара и не должен включаться в таких вариантах – его «зоной ответственности» являются резкие удары, отдающие по всему кузову, другими словами первым делом разбитие стекол. Выводя же его чувствительность на этот уровень, что сигнализация будет включаться при притираниях и толчках в бампер, можно стать объектом ненависти всех соседей. Акселерометр же в таких вариантах можно настроить вполне адекватно.
Что же касается датчиков объема, то их необходимость важна скорее для минивенов или микроавтобусов, где контроль задней части кузова не будет лишним. В легковой же машине они практически будут дублировать концевики дверей (вскрытие) и измеритель удара (разбитие стекол).
Сигнализации с обратной связью
С самого начала автомобильные сигнализации работали по полностью одностороннему протоколу – брелок содержал только передатчик, в центральном блоке был только приемник. Все возможности по оповещению владельца о тревоге возлагались на сирену, как максимум – на подключаемый модуль пейджера (это, по существу, было односторонним прообразом сегодняшней телематики).
С целью улучшения защищенности автомобиля была применена логичная идея – сделать сам брелок извещателем. В сигнализациях с обратной связью и брелок, и центральный блок работают в дуплексном режиме – получив команду, сигнализация делает ее и отправляет на брелок пакет данных с информацией о собственном состоянии. При срабатывании волнения также отправляется подходящая посылка на брелок – если он в зоне радиоприема, то на нем сработает беспокойная индикация.
До недавнего времени (да и сейчас в недорогих сигнализациях) для индикации волнения применялись светоизлучающие диоды, в настоящий момент – жидкокристаллические экранчики. Чтобы хозяин уж точно заметил, в брелок встраиваются вибросигнал и пронзительный зуммер. Для того, чтобы иметь самую большую возможность оповещения, изготовителям сигнализаций понадобилось всерьез наращивать мощность передающих устройств в центральных блоках – антенные модули стали выносными, чтобы монтажник мог размещать их в наиболее оптимальном для работы месте. Если сравнивать с недорогими односторонними системами «дальнобойность» канала выросла в несколько раз. Впрочем, подбирая автосигнализацию с обратной связью, необходимо помнить — настоящие условия имеющиеся в городе сильно ограничивают радиус связи – если изготовитель и говорит радиус до 2 километров, то возможно это будет разве что в чистом поле. Рассчитывать на дальность действия более 300 метров в городе не стоит.
Причем радиус оповещения постоянно больше, чем то расстояние, на котором автомобиль примет команду от радиобрелока: проявляется различная мощность передатчиков в двоих устройствах. Но все таки, очень часто и этого довольно (к примеру, когда машина паркуется на обратной стороне дома). Наличие обратной связи для сегодняшней сигнализации можно смело именовать непременным элементом – в бюджетном сегменте ее возможности возложены на радиобрелок, в очень совершенных моделях намного увеличены телематикой.
Автоматический запуск
Еще 1 камень преткновения в спорах. У меня есть сильное предположение, что больше половины читателей публикации подумает «ведь также легче угнать машину, мол, угонщик тут же начнет искать, где спрятан ключ». Это грубейшая ошибка, и в перспективе не стоит прислушиваться к тем, кто в это верит.
Во-первых, угонщику не тратьтесь время на поиски, где в машине спрятан обходчик иммобилайзера – а правильный монтажник способен скрыть его очень красиво. Намного легче прописать в память контроллера собственный чип – и намного быстрее, а конкретно скорость важна для угонщика. Так что даже в самом простом варианте, когда целый ключ ставится в рамочный обходчик, нет серьезного повода бояться ухудшения безопасности.
Более того, уже давно разработана технология бесключевого обхода сигнализаций. На автомобилях с CAN-шиной возможна имитация распознавания чипа без его физического присутствия у считывателя. В первую очередь возникли бесключевые обходчики как некоторые блоки (к примеру, Fortin F1 или серия iDataLink), после сами сигнализации стали предоставлять подобную возможность. Если вам необходим автоматический запуск, а в перечне попадающих в бюджет сигнализаций бывают варианты, предлагающие бесключевой обход для вашего автомобиля – лучше подбирать конкретно такую сигнализацию. Подобные предложения есть уже и в довольно бюджетном сегменте – можно припомнить, например, Pandora DX-50.
О настоящей же надобности автоматического запуска можно говорить исключительно для бензиновых автомобилей – к сожалению, на холостом ходу моторы на дизеле почти что не греются, и даже при продолжительных интервалах прогрева в зимний период не получится получить удовольствие тёплым автомобилем утром. Впрочем к каналам автоматического запуска можно присоединить и предпусковой подогреватель, что для автомобиля на дизеле будет замечательным вариантом.
Само же управление автоматическим запуском особенно удобно в телематических сигнализациях. В условиях города сигнал с радиобрелока не всегда может пробиться даже на оборотную сторону дома, тогда как мобильное приложение или СМС-команда запустят мотор фактически со стопроцентной вероятностью.
Единственный настоящий минус систем с автоматическим запуском для автомобилей с МКПП – это невозможность его одновременной работы с замками коробки передач – те блокируют коробку на задней скорости, что, естественно, исключает возможность применения автоматического запуска. Для автоматизированных коробок все легче – те блокируются замками на «паркинге», что никак не будет мешать им завестись. Вообще, в силу свойств АКПП на них автоматический запуск намного удобнее – не надо исполнять алгоритм «программной нейтрали», который на машинах с МКПП исключает оставление включенной передачи при постановке на охрану.
Спутниковые системы
Интеграция с системами геопозиционирования (в первую очередь GPS, а потом и ГЛОНАСС) в настоящий момент считается вторым непременным элементом телематических систем. Главное, подбирая аналогичную сигнализацию, понимать, что весь функционал спутниковой сигнализации не будет нести настоящей защиты – достаточно забить помехами диапазоны, применяемые системами геопозиционирования или сотовой связью, и возможность отслеживания положения автомобиля станет недоступной.
Подбирая спутниковую сигнализацию, необходимо брать во внимание один момент – в очень недорогих из них возможность определения координат собственно по спутниковым системам – это опция, требующая докупки GPS-антенны. «Из коробки» же координаты определяются по LBS – базовым станциям сотовой сети, что обеспечивает подходящую точность только в городе.
Сами системы порой выходят на рынок откровенно в сыром виде. Такая была, к примеру, Scher-Khan Universe 1 – имея внешнюю GPS/ГЛОНАСС антенну и найдя большое количество спутников, сигнализация могла давать погрешность до 500 метров (!), причем в штатном приложении телефон, работающий только по LBS, оказывался намного точнее, чем информация, полученная по двум спутниковым группировкам.
Отличные торговые марки сигнализаций у нас на рынке
Как принято говорить в данных случаях, нижеследующая информация отображает исключительно мнение автора и так дальше.
Говоря об изготовителях из нашей страны автосигнализаций, мы, естественно, говорим первым делом о Pandora и StarLine. Их продукция на самом деле может обеспечить большой уровень защиты, плюс есть развитая сеть брендовых установочных центров и отлично работает техническая поддержка – к примеру, установив сигнализацию StarLine в сертифицированном УЦ, можно рассчитывать даже на выезд технического специалиста на трассу «Находящиеся снизу Васюки – Перелыгино», если появляются проблемы. Но в бюджетном сегменте работает только StarLine, Pandora же больше обозначается примерно и премиальном – исходя из этого, вашу идею приобрести обыкновенную сигнализацию с традиционным же брелоком и за вменяемые деньги они не поддержат. Некоторые же минусы и невидимые моменты есть у систем двух марок – лучше при подборе сигнализации для собственного автомобиля получить консультацию собственно у монтажников брендового центра. К примеру, в свое время в «кановых» Pandora DXL не было прошивок на Renault Kangoo, а аналоговое подключение на эту машину было совсем не очень комфортным. StarLine же, перейдя в этом поколении на модульную систему, может многих вскружить голову – одна и также сигнализация может продаваться в нескольких комплектациях, и с ними необходимо тщательно знакомиться, чтобы не приобрести на машину, где подключение по CAN приемлемо, набор без CAN-модуля.
Менее «на слуху» имя петербургской компании MagicSystems, хотя провал в маркетинге не значит проигрыша в надежности или степени защиты – их противоугонные системы наподобие MS Agent Pro можно назвать одним из прекрасных предложений у нас на рынке.
Из более недорогих вариантов неплохи современные сигнализации Tomahawk – касается это и качества сборки, и их соответствия нынешним требованиям. Увидеть у азиатского изготовителя высокочастотные радиомодули, диалоговый код и 128-битное шифрование за доступные деньги было приятно. Близки к ним и сигнализации KGB, которые тоже можно считать достойным недорогим выбором.
Сигнализации низшего сегмента (тысячи их!) мало что готовы предложить в плане защиты. И, хотя даже тут уже можно встретить модели с диалоговым кодом, их устойчивость к грубому взламыванию не назвать серьезной, хотя бы из-за невозможности создания распределенных цепей блокировок запуска. Если же взять во внимание, что при приобретении недорогой сигнализации и на работе монтажника стремятся сэкономить, то о серьезности защиты автомобиля тяжело говорить.
Правильная установка
В конце концов, конкретно от работы монтажника зависит результативность любого противоугонного устройства. Много раз доводилось видеть машины, где для извлечения центрального блока одновременно с пучком проводов достаточно было пнуть ногой под «торпеду» — какая уж здесь защита.