Блюминг и слябинг
Обработка металлов прокаткой — окончательная операция производства металлургии. Продукцией прокатных цехов являются передельные и товарные заготовки, сортовой и лист горячей прокатки.
Под передельной заготовкой знают полуфабрикат, получившийся методом обжатия стальных слитков на прокатных станах с целью подготовки их к последующей отделке. Чтобы дать ответ на вопрос, что такое блюминг, необходимо разобраться, какие разновидности передельных заготовок производятся.
- Блюм.
Блюмы собой представляют стальной полуфабрикат, который используется для изготовления простого проката. Получают блюмы на блюминге. Блюминг – это обжимной стан с большой производительностью, применяемый для прокатки слитков 5-15 т в заготовки с квадратным сечением, сторона которого от 140 до 450 мм. Блюмы имеют длину 1-6 м. На блюмингах также прокатываются фасонные заготовки и разные профиля (швеллера, большие балки и остальные). - Сляб.
Сляб – это заготовка в виде полосы, получаемая прокаткой слитков на слябинге. Слябинг – специальный прокатный стан, предназначенного для обжатия слитков в полуфабрикат с сечением, имеющим четырехугольную форму. Слябы отличаются такими размерами: толщина 100-250 мм, ширина 300-2000 мм, длина 1,3-5 м. Они применяются для производства листа горячей прокатки.
Технология работы и использование
Блюминг собой представляет систему 2-ух станин, объединенных в клеть высотой 7-9 м. Станины — это тяжелые чугунные или стальные отливки, закрепленные на плитовине. В станинах установлены валки диаметром 800-1500 мм, длина бочек валков 2000-2800 мм. Валки делаются из хромо-никелевой стали. Между валками, приводимыми в движение главными электрическими двигателями, происходит обжатие стального слитка. Верхний валок оборудован работающими от электричества механизмами подъема и опускания, что дает возможность прокатывать разные по толщине слитки. Блюминги оснащены автоматическими системами, системами охлаждения и подачи смазочных материалов, разными пневматическими и гидравлическими механизмами.
- По сортаменту блюмов, продуктивности, схеме прокатки.
- одноклетьевые реверсивные – самые популярные станы дуо (с 2-мя валками), нечасто используются станы трио (с тремя валками);
- многоклетьевые (двухклетьевые реверсивные дуо и непрерывные).
- По диаметру рабочих валков блюмингов.
Вид | Диаметр валков, мм |
небольшой | 850-1000 |
усредненный | 1050-1150 |
большой | 1200-1500 |
Стандартные блюминги российских прокатных цехов – блюминг-1150 и блюминг-1300 (конструкция завода Уралмаш). Они имеют хорошие устройство, безотказны в работе, высокопроизводительны. Современные агрегаты делают до 6 млн. т заготовок в течении года.
Главные технологичные положительные качества блюмингов:
- возможность управления величиной обжатия в отельных пропусках;
- управление скорости процесса, которая устанавливается стадией прокатки, длиной прокатываемых полос и качеством стали;
- обжатие на одном наборе валков слитков различной массы в различные по сечению блюмы.
Оснастка блюмингов размещается в большинстве случаев в границах трех пролетов:
- В первом пролете установлено электрическое оборудование, обеспечивающее работу прокатного стана.
- В другом пролете находится блюминг со всеми обслуживающими устройствами и механизмами.
- В третьем пролете собирается окалина, обрезки и остальные железосодержащие отходы цеха.
Слитки подаются в обжимозаготовочное отделение в виде:
- непрерывнолитой заготовки (после машины непрерывного литья МНЛЗ);
- слитков (при разливке стали в изложницы).
Технология прокатки включает несколько ключевых стадий.
- Нагрев чтобы придать металлу пластичности.
Слитки после сталелитейного цеха доставляются в стрипперное отделение, где их вынимают из изложниц. Перед обжатием их следует нагреть до 1260-1300 °С. Нагрев выполняется в специализированных колодцах (регенеративных или рекуперативных). Слитки в них садятся мостовыми или клещевыми кранами. В основном, это слитки одной плавки.Для обеспечения одинакового нагрева слитки располагают вертикально прибыльной частью вверх, вдоль боковых стен колодца. Если слитки поступают на нагрев в холодном состоянии, то длительность нагрева составляет 12-16 часов. Более успешный, с точки зрения ресурсо- и энергосбережения, горячий посад, другими словами слитки, не успевшие остынуть после разливки, температурой 400-1000 °С. Их время нагрева составляет 4-8 ч. - Доставка к прокатному стану.
Слитки вынимаются из колодцев при помощи крана. Если нагрев осуществлялся в колодцах ближних групп, то слитки перемещаются к неподвижному опрокидывателю краном, после на приёмный рольганг стана. Из дальних колодцев слитки к приемному рольгангу доставляются по ЖД пути слитковозом. - Взвешивание и кантовка.
Взвешивание слитка происходит в режиме автомат на приёмном рольганге. Если выполняется обжатие слитков из спокойной стали, то их кантуют на 180 градусов и подают в клеть донной частью. Это уменьшает кол-во появляющеся обрези и увеличивает результативность захвата слитков валками. - Обжатие.
Слитки обжимаются по установленному заблаговременно режиму обжатия, количеству пропусков, порядку кантовок и частоты вращения валков. За один пропуск слиток обжимается на 40-120 мм. Обжатие может выполняться в 9-17 пропусков. Их кол-во устанавливается начальными размерами слитка и конечными размерами получаемого блюма. Общая длительность цикла прокатки от 40 до 70 сек. Скорость прокатки не больше 7,2 м/с. После прокатки блюм имеет температуру 1100-1150 °С.При прокатке, от пропуска к пропуску, делают меньше межвалковый просвет рабочей клети блюминга за счёт опускания верхнего валка, а нижний не меняет собственного положения. На валках находятся ручейки, они собой представляют кольцевые проточки. Ручейки нижнего и верхнего валков составляют калибр. На первой стадии слитки прокатываются на цилиндрической гладкой части валка (бочке). На следующей стадии докатываются в ячеистых калибрах. Для поперечного перемещения раската, направления его в валки и правки искривленного раската служат манипуляторные линейки. С левой части перед клетью ставится кантователь, который кантует заголовку на 90 градусов. Любой из рабочих валков приводится во вращение индивидуальным двигателем. Кантовку раската, задачу металла, пуск и реверс стана, поднятие и опускание верхнего валка делают операторы на должности управления. - Обработка блюма.
Убирание недостатков с поверхности блюма – финишная стадия процесса. Для этой цели используются машины огневой зачистки (МОЗ). В рабочем пространстве МОЗ находятся горелки, благодаря которым оплавляется поверхность профиля. Раскат двигается со скоростью 0,30-0,80 м/с.После зачистки блюмы отправляются на резку. При помощи мобильных салазковых пил или ножниц обрезаются плохие концы и блюм режется на мерные длины.Отрезки сбрасываются на конвейер уборки отходов сталкивателем. Большой скрап убирается специализированным механизмом с коробами на тележках, который в большинстве случаев предусматривается под рабочим рольгангом. - Клеймение и штабелерование.
На торец каждой порезанной заготовки наноситься клеймо: номер плавки, марка стали, номер смены. После блюмы конвейером перевозяться к штабелеровщику на склад заготовок.
Выход блюмов составляет не больше 90 % от массы слитков.
Отличие от слябинга
Блюминг и слябинг имеют различное устройство и практичное назначение. Слябинги менее популярны, имеют намного большую цену. Они делают до 2,5 млн. т заготовки в течении года. Скорость прокатки — до шести метров/с.
Слябинг служит для получения заготовки, применяемой в листопрокатном производстве, а блюминг – для изготовления заготовок для изготовления сортового и листа горячей прокатки.
Аналогичным образом, блюминг – более многоцелевой аппарат, чем слябинг. На блюминге можно получать и блюмы, и слябы. Размер слябинга устанавливается длиной рабочей части валков, а размер блюминга — диаметром валков.
Конструктивно отличие блюминга от слябинга состоит в следующем. Слябинг имеет две пары валков. Одна пара расположена в горизонтальном положении, вторая – вертикально. Благодаря валкам, установленным вертикально, слиток, не кантуясь, обжимается по обоим бокам. В остальном эти два прокатных стана сходственны.
Не обращая внимания на все положительные качества, блюминги – прокатные станы, которые сейчас считаются старыми и на авангардных фирмах выведены из эксплуатации. Это вызвано существенными потерями металла с обрезью и окалиной. Они применяются на отдельных металлургических фирмах России и Украины, где еще используется неэкономичная технология разливки стали в изложницы.
Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.