Государственный костюм марийцев
В Волго-Вятском регионе находится независимая республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их ментальность, толерантность к остальным народам, мягкий характер базируются на принятии всего сущего в нашем мире. Это дало возможность им по сей день хранить собственную веру и культуру как основу подлинности и национального колорита. Костюм — важная часть культуры этого народа.
Виды марийских классических костюмов
Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:
Какие детали марийского костюма есть?
Мужская одежда марийцев летом включала такие элементы:
-
рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
- штаны – йолаш – из домотканого холста с различной длиной шага – не широкой у жителей лугов и красивых гор или широкой у восточных марийцев;
- пояс с подвесками – yштo — выполнявший ряд функций кряду. Он служил основой для крепежа ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть создан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
- летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
- шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.
Во время зимы к этому комплекту добавлялась иная одежда:
- Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
- Шуба, тулуп – кyрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
- Шапка – из шерсти овцы.
Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива
Государственный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его ручным способом и отбелить, у представительниц прекрасного пола уходило полгода.
Работа была очень трудоёмкой. Со временем марийки стали одалживать белые хлопчатобумажные ткани из русской культуры.
Зимняя одежда
Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно обычными: рубашка выкраивалась как туника с меньшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с главной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.
Немного сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было комфортно работать и проводить свой отдых в праздник, так как она не затрудняла движения.
Важно! По древним верованиям народа, вышивкой необходимо было оберегать от дурного глаза и заболеваний все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы на самом деле расшивали вплотную все детали костюма. Очень много орнаментов в одежде представительниц прекрасного пола.
Мужской, женственный, свадебный костюм
Мужчины одевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было холодно, костюм дополнялся кафтаном, во время зимы – тёплым кафтаном или шубой.
Костюмы для представительниц прекрасного пола
Костюм представительниц прекрасного пола тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в обычном варианте, а позднее — с грудкой. Подобный элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Сочетание цветов орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.
Нарядные образы
Праздничные костюмы были отличимы от будничных очень сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были прекрасными. К примеру, кафтан для будней шили чёрным, а для праздничных дней – белым, создавая облицовку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздничных дней.
Костюмы для свадьбы
Свадебный костюм невесты был очень великолепен, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического украшения. Это украшение создавалось к обряду и затем передавалось в семье как реликвия. Вес его порой достигал 35 кг. Принудительное свадебное покрывало (вyргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое классическими орнаментами, служило головным убором невесты.
Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не одевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный костюм.
Аксессуары и обувь к «марийской» одежде
Особенная деталь национального костюма – женственный головной убор, который нёс основные данные о собственной хозяйке: статус в обществе, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам. Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его очень внимательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из аналогичных материалов.
Женственный головной убор был очень не простым и имел такие варианты:
- Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
- Лопатообразный — сорока;
- Мягкий полотенечный – шарпан;
- Платок.
Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основанием для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и приукрашены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть достаточно много монет. Шарпан вышивался. Во время зимы дамы одевали высокие шапки из лисьего или бобрового мех.
Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, во время зимы — шапки из шерсти или овчины.
На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздничные дни лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.
Современный марийский костюм
Марийцы очень трепетно относятся к собственным традициям. По сей день тут живут верования в языческих богов. И пускай эту веру исповедуют только некоторые, в символических обрядах культа участвует значительная часть населения республики. Для национальных праздничных дней, проведения классической марийской свадьбы шьют и одевают народные костюмы, которые претерпели определенные изменения, ассимилировались к сегодняшним условиям, но сберегли ключевые собственные линии.