Мордовские государственные костюмы (фото)
В Волго-Вятском регионе находится независимая республика Мордовия. Коренные народы, заселяющие её, — мокша и эрзя. В автономии живет только треть мордвин. Другие раскинуты по территории Поволжья, Сибири, областей и республик Центрального округа.
Эрзя и мокша относятся к народностям угро-финской ветки, имеют родные языки и письменность. Российская культура оказала влияние на все жизненные сферы народов. В двадцатом веке ассимиляции подвергся и самобытный государственный костюм.
Историческая справка
Известно, что ещё в каменном веке территория Среднего Поволжья была заселена племенами андрофагов и тиссагетов. Это прародители современных эрзя и мокша. В двенадцатом веке дружинами русских князей на эти народы было совершено несколько нападений, а потом монголо-татары разорили и разграбили эти земли, а мужчин забрали в своё войско.
В шестанадцатом веке Иван Строгий, направляясь походом на Казань, подчинил себе мордвин. Знатные роды присягнули на преданность Московскому правителю. Повелитель Иван Васильевич раздал земли мокшан и эрзян боярам и монастырям.
Шло насильственное обращение местных жителей в православие. Многие мордовцы В то время с семьями и скарбом подались в бега, сплавляясь по Волге в её низовья, туда, куда власть царя не распространялась. Население, оставшееся на собственной исконной территории, одновременно с обращением в веру подверглось обрусению. Ассимилировали и сбежавшие, но процесс шёл очень медленно.
Важно! Во второй половине 60-ых годов XIX века российский прозаик Мельников-Печерский, описывая обиход мокши и эрзя, отмечал, что только в определенных сёлах сохранился женственный мордовский костюм, а со временем он встречается все меньше.
Отличительные черты мордовского национального костюма
О национальном костюме можно говорить в разрезе 2-ух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим линии, свойственные обычному наряду двоих народов:
-
материал изготовления одежды – домотканый отбеленный холст — льняной или конопляный;
- покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распахивающейся белой одежды;
- облицовка – шерстяная вышивка, для которой свойственны красный и чёрный цвет;
- украшения – нагрудники и кушаки, с железным и бисерным декорированием;
- обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и сапоги из кожи со сборками.
Характерности мужского, женского, детского костюмов
Дамы данных народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили ежедневную и праздничную летнюю и одежду для зимы.
Мужчины одевали рубаху с прямым кроем навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распахивающуюся холщовую одежду типа халата. Осенью или весною согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, во время зимы – в шубе из овчины внушительной длины. Во время холода мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала 20 века для сильного пола шили рубахи из заводских тканей и приобретали картузы, вытеснившие валяные шапки.
Костюм для женщины очень великолепен, состоит из многих компонентов. Девушка начинала одевать костюм с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу. Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде 2-ух продольных полос). В праздничные дни костюм дополнялся второй рубахой – покай, расшитой вплотную вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла лишь немножко закрыть колени, по этому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.
Передники с нагрудником либо же без него (и даже с рукавами) – также важная часть костюма для женщин. Сверху панара одевалась куртка, верхняя распахивающаяся холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся одежда для женщины, не считая верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.
Головной убор у представительниц прекрасного пола и девушек различался. Те, кто ещё не вышел замуж, одевали налобную повязку или специализированные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под большой головной убор конусообразной, квадратной формы или одевали сороку в виде колпака или чепца. Были и альтернативные варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.
Детский костюм повторял все детали взрослого, но украшений в костюме девочки было намного меньше, так как весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.
Чем красиво оформляются, какая обувь?
Дамы очень любили украшать себя. Это все нашло отражение в костюме:
-
к головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;
- налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
- девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
- в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
- нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно прекрасны были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полосы, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался узор);
- наручные украшения – многообразные браслеты и кольца;
- область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
- к поясу вешали парные подвески, состоящие из металлокаркаса и проволки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.
Отметим ключевые моменты, которые касаются национальной обуви мокша и эрзя:
- классически мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
- сапоги из кожи были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, тяжелые задники;
- зимняя обувь – валенки;
- на босую ногу наматывали портянки: находящиеся снизу – на ступни, верхние – на икры;
- сверху портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосами из ткани.
Справка. В традициях народа считать красавицами представительниц прекрасного пола с прямыми идеальными и полными ногами. Онучи, не считая важной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног каждой женщины идеал.
Современный костюм мордвин
В последние несколько десятков лет в Мордовии идёт восстановление народного костюма. Его одевают на проведение обрядов, государственные праздничные дни, концерты, некоторые Официальные мероприятия. Один из матчей Мирового чемпионата по футболу-2018 отметился в Саранске карнавальным шествием, где были использованы жители города в классической мордовской одежде.
Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного искусства, пропагандируют их включение в кажодневные или наряды для праздника. В собственных курсовых и дипломных работах они применяют детали кроя и вышивки старых костюмов, создавая современную одежду в этническом стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.