Авторские права на произведения, созданные в рамках проектов

Авторское право определяет все права, принадлежащие автору произведения. Объектом авторского права является любое проявление творческой деятельности индивидуального характера, зафиксированное в любой форме, независимо от ценности, назначения и способа выражения (произведение).

Более того, статья 1 (2) Закона об авторском праве и смежных правах указывает, что, в частности, объектом авторского права являются произведения. А если вас интересует Статья в соавторстве, что это, суть и виды соавторства, подробнее смотрите на сайте https://soer-publ.com.ua/soavtorstvo-v-publikatsiyah/.

  •     выраженные в словах, математических символах, графических знаках (литературные, публицистические, научные, картографические и компьютерные программы)
  •     музыкальные и вербально-музыкальные;
  •     промышленный дизайн
  •     пластик
  •     фотографический;
  •     архитектура, архитектура и градостроительство
  •     изготовление скрипок;
  •     сцена, сценическая музыка, хореография и пантомима;
  •     аудиовизуальные (включая кино).
Авторские права на произведения, созданные в рамках проектов

Стоит иметь в виду, что в случае проектов, реализуемых на основе программ Европейского Союза, может возникнуть проблема с оценкой результатов их реализации с точки зрения авторского права. Поэтому, чтобы произведение охранялось авторским правом, оно должно отвечать трем необходимым условиям:

  •     она должна быть результатом работы человека (автора),
  •     она должна обладать индивидуальными качествами (т.е. быть созданной только одним человеком),
  •     работа должна привести к чему-то новому (работа должна быть уникальной).

Прежде всего, следует отметить, что авторские права на проект могут принадлежать:

  •     Создатель,
  •     Соавторы,
  •     Работодатель,
  •     Производитель или издатель.

Общее правило заключается в том, что авторское право принадлежит автору, если иное не предусмотрено законом. Согласно доктрине, автором является лицо, чье имя указано в качестве такового на экземплярах произведения или чье авторство обнародовано любым другим способом в связи с распространением произведения.

Автором может быть только физическое лицо, которое творчески создало произведение. Важно отметить, что автор не обязательно должен быть взрослым, совершеннолетним или обладать дееспособностью. Психическое состояние или даже осознание факта создания произведения также не имеет значения, поскольку для возникновения охраны авторского права важно только то, было ли создано произведение творческого и индивидуального характера.

Соответственно, сам факт авторства произведения определяет его авторство. Поэтому детские произведения подлежат защите авторским правом на тех же основаниях, что и другие произведения. Однако необходимо учитывать, что несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, а значит, не могут самостоятельно распоряжаться своими правами и давать согласие на использование своих произведений. Поэтому в таких случаях интересы ребенка представляет его законный представитель, т.е. родитель.

  Посадка смородины весной пошаговая инструкция как правильно сажать и ухаживать

В проектной работе зачастую конечный результат является следствием действий и сотрудничества многих людей, которые могут основываться на разных принципах. Так что же такое соавторство, иначе называемое совместным творчеством? Это понятие используется, когда авторы сотрудничают друг с другом, и их согласие и деятельность были направлены на создание совместного произведения. Необходимо, чтобы каждый вклад в совместную работу носил творческий и индивидуальный характер.

В случае соавторства соавторы имеют совместное право собственности, в то время как моральные права автора принадлежат отдельно каждому соавтору. Более того, предполагается, что доли соавторов равны. Поэтому, если творческий вклад конкретных авторов был разным, то это должно быть регламентировано в договоре. Однако если между ними возникнет спор по поводу размера долей, каждый из соавторов может обратиться в суд.

Очень важно, чтобы вклад соавторов создавал единую, совместную работу. Поэтому совместное творчество не состоится, если между дизайнерами не было сотрудничества, направленного на создание совместного дизайна. Кроме того, если не происходит объединения отдельно созданных дизайнов с целью их совместного распространения и использования, то это также нельзя назвать совместным творчеством.

Защита авторских прав на дизайн возможна, если данный дизайн не содержит только шаблонные решения, которые основаны на общепринятой технологии, а сама концепция основана на схемах и применении решений только функционального характера. Определение слова «дизайн» должно включать произведения, созданные на различных стадиях архитектурных работ, например, концептуальный дизайн, детальный дизайн, отраслевые проекты или строительный дизайн.

Следовательно, признание промышленного образца произведением, подлежащим охране в соответствии с настоящим Законом, связано с получением ряда прав, принадлежащих его автору, состоящих из экономических прав автора и моральных прав. Характерной чертой этих прав является связь автора с данным произведением, которая не ограничена во времени и не подлежит отказу или продаже. Поэтому авторские моральные права являются бессрочными, то есть не существует конкретного срока, в течение которого они действуют. Они привязаны к автору и не могут быть переданы другим лицам.

  Авторское право для ученых - что будет обсуждаться во время тренинга?

Субъективный объем охраны авторских прав, вытекающий из правовых норм, включенных в Закон об авторском праве и смежных правах, охватывает непосредственно права создателей — оформителей произведений. Поэтому, что касается авторских прав на проект, необходимо отметить, что субъектом авторских прав является дизайнер, который является создателем произведения. Однако если проект был создан несколькими лицами, авторские права принадлежат этим лицам совместно.

Авторские права на произведения, созданные в рамках проектов

В случае соавторства проекта каждый из соавторов может индивидуально осуществлять авторские права на свою часть работы. Для определения соавторства экономических прав автора применяются положения Гражданского кодекса о совместном владении в дробных частях (статья 9 (5) Закона об авторском праве). С другой стороны, если соавтор хочет распространить готовый проект, он должен получить согласие других авторов. То же самое справедливо при осуществлении некоторых личных прав, таких как право принимать решение о первой публичной доступности проекта или право на неприкосновенность содержания и формы произведения.

Судебная практика считает, что даже если технические разработки и решения, принятые в проекте, сами по себе не являются произведениями, сама проектная документация может иметь индивидуальный и уникальный характер благодаря творческому вкладу дизайнеров, и как таковая она может считаться произведением, подлежащим охране.

Буквальная формулировка статьи 16.5 Закона об авторском праве и смежных правах указывает на смысл привилегии авторского надзора, поскольку из нее можно сделать вывод, что дизайнер обладает контрольными полномочиями для обеспечения использования созданного дизайна в соответствии с его назначением и намерениями дизайнера. Эта привилегия позволяет автору проекта решать, каким будет окончательное содержание проекта. Использование дизайнером таких прав позволяет ему возражать против любого изменения, внесенного в дизайн, которое не было предусмотрено автором, или изменения, противоречащего намерениям автора.

С другой стороны, для того, чтобы экономические права автора на произведение, созданное в ходе выполнения им своих обязанностей в рамках трудовых отношений, перешли от автора (работника) к работодателю, произведение должно быть передано автором и принято работодателем. Важно отметить, что трудовой договор не может содержать иных положений, кроме указанных в Законе, а экономические права передаются только в том объеме, который вытекает из цели трудового договора и взаимного намерения сторон. Стоит подчеркнуть, что работодатель приобретает только экономические права автора на произведение работника, поскольку моральные права автора, в силу того, что они неотчуждаемы и непередаваемы, остаются за автором.

  Способы утилизации и переработки отработанного масла

В соответствии со ст. 61 указанного закона: если договором не предусмотрено иное, приобретение экземпляра архитектурного или архитектурно-градостроительного проекта у его автора включает право на его применение только на одном строительном объекте. Формулировка данного положения указывает на то, что если в договоре не предусмотрено это, то соглашение о передаче авторских прав или лицензионное соглашение передает покупателю право возводить только один раз строительный объект на основе приобретенной копии проекта. Однако каждое последующее использование приобретенного экземпляра проекта требует заключения нового соглашения с его автором, позволяющего покупателю осуществить другой проект.

Как уже было сказано, субъектом авторского права может быть только конкретное физическое лицо. Однако стоит помнить, что компания может быть субъектом экономических авторских прав на произведения, созданные работником по трудовому договору, если творческий характер произведения был указан в договоре. Однако следует помнить, что все вопросы авторского права должны регулироваться с компанией посредством заключенных договоров и соответствующих положений.

Авторские права на произведения, созданные в рамках проектов

Доктрина предполагает, что при оценке охраноспособности конкретного промышленного образца каждый раз следует проверять, присутствует ли в нем, помимо технически ориентированного решения, эстетический элемент, обладающий свойством индивидуального творчества. В законе об авторском праве нет однозначного утверждения, является ли строительный проект произведением или нет, но помните, что это открытый каталог, поэтому каждый раз этот вопрос должен рассматриваться индивидуально. Как правило, на большинство строительных проектов распространяется защита авторских прав.

Кому принадлежат права — заказчику или исполнителю?

Новое искусство или хайп на технологиях?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.