Школьный токарный станок по металлу особенности, принцип работы, модели

Школьный станок для токарных работ по металлу

Для обучения опытам работы станочником в школах и училищах выпускались упрощенные модели оборудования. Напольные токарные станки в мастерских управлялись в ручном режиме и не годились для широкого изготовления изделий. На них вытачивались единичные детали простой формы. Сейчас небольшие модели оборудования популярны в домашних и ремонтных мастерских. На них можно сделать запчасти для работ по ремонту и элементы из дерева мебели.

Школьный токарный станок по металлу особенности, принцип работы, модели

Первые модели школьных токарных станков собирались в детских трудовых колониях, пока не был выстроен специализированный завод. Начав с 1956 года, изготовление учебных станков наладили на МАГСО – Ростовском заводе, выстроенном под выпуск маленького металлорежущего оборудования. На нем модели маленького оборудования регулярно совершенствовались и становились лучше.

Характерности оборудования

Ученические токарные станки по металлу заняли зазор между инструментом бытового класса и профессиональным производственным оборудованием. Собственное название Учащийся школы они получили за постоянное использование их для обучения учащихся в ПТУ и старшеклассников на уроках труда.

У всех моделей, от ТВ2 до модернизированного 16У04П очень высокой точности, есть общие характеристики для школьных токарных станков:

  • небольшие размеры;
  • конструкционная простота;
  • безопасность во время работы;
  • ручное управление и не тяжелое обслуживание;
  • обработка малых по размерам заготовок;
  • невысокая продуктивность;
  • невозможность изготовления партий деталей.

Школьный токарный станок по металлу особенности, принцип работы, модели

Станок для токарных работ 16У04П

Учебные модели выпускались напольные с литыми тумбами и настольные, которые имеют только установочные площадки в виде широких ножек под станиной. Их можно поставить на столе для работы в мастерской и изучать рабочий принцип токарного станка, получать опыты работы токарем.

Конструкция токарного станка очень простая. Отсутствует коробка передач. Скорости изменяются перестановкой шестеренок и перекидыванием ремня. Перемещение салазок суппорта ручное только в одном направлении. Возможность точить конусы под заданным углом отсутствует.

  Медицинский клей БФ-6 инструкция по применению, состав, аналоги

Взяв во внимание специфику токарных станков по металлу Школьный, на них были установлены кожухи и экраны, исключающие возможность повреждения крутящимися деталями или отлетающей стружкой. Как только защитное устройство поднималось, патрон останавливался.

Станок токарный был рассчитывается исключительно на обучение. На него можно поставить маленькие заготовки до десяти килограмм и прокат до 16 мм.

Выборка под детали крупного диаметра в станине отсутствует. Самый большой диаметр заготовки до 200 мм. Межцентровое расстояние на большинстве моделей 220 – 350 мм, и исключительно на модернизированные станки можно ставить валы длиной 525 и 750 мм.

Перемещение суппорта и салазок по лимбу ручным способом не позволяло работать быстро и делать партии деталей. На большинстве станков серии Учащийся школы есть 6 частот вращения патрона от 120 до 975 оборотов в минуту. Направление вращения переключается двигателем.

Школьный токарный станок по металлу особенности, принцип работы, модели

Схема станка ТВ-11

Не обращая внимания на собственную простоту, учебные токарные станки дают хорошую чистоту обработки. На них можно точить детали с точностью до 0,05 мм и делать токарную обработку под шлифовку. В коробке скоростей, соединенной с винтом, заложена резьбовая нарезка с 3 размерами шага на первых моделях и 6 резьб на модернизированных станках, начав с ТВ7.

Столярному делу подростков обучали на ТВ4 и на собственно выпущенном станке токарном по дереву Учащийся школы серии СТД-120. На этом оборудовании любители делать мебель собственными руками дома делают резные ножки, стойки и остальные круглые детали.

Сейчас небольшие токарные станки применяют в мобильных мастерских, изготавливая на них детали для работ по ремонту. Охотно приобретают умельцы компактное оборудование и для бытового применения.

Рабочий принцип

Производились школьные токарные cтанки по металлу в советском союзе для обучения подростков токарному делу на простом и безопасном оборудовании. Они работали по принципу большого многофункционального токарного станка, но все функции и устройство были упрощены. Движение шпинделя и суппорта было от одного мотора, размещенного под коробкой скоростей. Ведущий вал со шкивом на конце выходил конкретно в гитару. Отсутствие коробки передач делало схему работы простой, управление прямое.

  Струбцина своими руками из дерева или металла

Главные узлы и детали учебного токарного станка по металлу:

  • станина;
  • передняя бабка;
  • шпиндель;
  • электрический двигатель;
  • суппорт с салазками;
  • задняя бабка;
  • вал;
  • винт;
  • корыто для стружки;
  • лампа;
  • защитные устройства.

Деталь зажимается в шпинделе. Длинная заготовка типа вала засверливается в срезе и поджимается центром, установленным в задней бабке. Короткая точится закрепленная исключительно на передней бабке. При включении электрического привода происходит вращение шпинделя. Прямое или обратное направление подбирается переключением вращения мотора.

От коробки скоростей крутится вал или винт. Они предоставляют продольное перемещение суппорта с салазками, на которых поставлен резец. Для поперечного точения на большинстве моделей нужно вращать ручку салазок, автоматизированного перемещения нет.

Изменение частоты вращения детали выполняется перекидыванием ремня с одного шкива на другой и перемещением шестеренок поворотом ручек на панели передней бабки.

Школьный токарный станок по металлу особенности, принцип работы, модели

Устройство станка ТВ-4

Для высверливания и внутренней расточки в оси станка инструмент ставится на задней бабке.

Модели школьных станков

Первый станок для токарных работ по металлу Учащийся школы, массово поступивший в мастерские, был ТВ-2, после ТВШ-2. Изготавливались две модели в настольном варианте. Некоторые партии ТВШ-2 имели стойки для напольной установки.

За ними пошли на протяжении определенного времени улучшенные модели для пола: ТВ-3, ТВ-4 и ТВ-6. Они все совсем не отличались один от одного, по большей части формой корпусов узлов, имели по 3 скорости перемещения суппорта и 6 частот вращения шпинделя, могли порезать по 3 резьбы. Модель ТВ-4 применялась и для работы по дереву, до выпуска специализированных деревообрабатывающих токарных станков серии СТД.

В школах особенно востребованным стал ТВ-6. Он выпускался совместно с МАГСО на Дубненском заводе Октябрь и поступал в мастерские большими партиями. Он выделялся размером шпинделя, взамен 100 мм, как у предыдущих моделей, имел 125 мм. Электрический двигатель мощностью 1,1 кВт заменил двигатели в 0,6 кВт.

  Воздушные дизельные компрессоры передвижные на шасси

Дальнейшие модели токарных учебных станков: ТВ-7, ТВ-9 и ТВ-11 выпускались в настольном варианте и были модернизированы. Они имели 6 скоростей перемещения суппорта, нарезали 6 резьб. Между собой станки отличались внешним оформлением и межцентровым расстоянием.

Модель станка РМЦ, межцентровое расстояние, мм
ТВ-7 275
ТВ-9 525
ТВ-11 750

Большую точность во время обработки деталей обеспечивали жёсткая станина и установленные на шпинделе радиально-упорные регулирующиеся подшипники.

Комплектация токарных станков Учащийся школы разными устройствами выполняет оборудование многофункциональным.

Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.